Если верно определены цели и намечен путь к ним, то сделать можно очень много и достаточно быстро. Как говорил ученый, философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон, бросивший крылатую фразу о том что знание – сила: «Тот, кто ковыляет по прямой дороге опередит бегущего, что сбился с пути». Поэтому, читая и слушая послание президента в части, касающейся науки, невольно задаешься вопросом, видит ли наше руководство этот прямой путь в будущее.
Послание от 20.02.2019 продолжает логику послания от 01.03.2018. В последнем указывалось: «Отставание – вот главная угроза и вот наш враг… Дело в том, что скорость технологических изменений нарастает стремительно, идёт резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать, она, эта волна – просто захлестнет, утопит». В последнем послании показывается, как шаг за шагом это отставание будет преодолеваться. Судя по всему, многие предложения ученых услышаны.
Принципиально важна программа генетических исследований, указ о которых уже подписан. В этой области происходит научная революция, которую специалисты называют генетическим штормом. Вызов в данной сфере сравним по масштабу с теми, которые решали атомный и космические проекты. Здесь также необходимы и научные прорывы, и создание гигантской отрасли, которая может преобразить медицину и многие другие отрасли, повысить продолжительность активной здоровой жизни, изменить нашу перспективу. Дело в том, что в 2013 году появилась технология CRISPR – простой, точный, дешёвый и быстрый метод редактирования генов. И уже в 2017 году в Калифорнии была произведена первая операция по редактированию генома взрослого человека.
В программе развития генетических технологий на период 2017-2019 года, подготовленной Министерством науки и высшего образования, написано: «К концу выполнения программы доля России в мировом объеме генетических исследований должна составить не менее 1%» Если бы в свое время руководство нашей страны так же относилось к ядерному и космическому проекту, то у нас не было бы сейчас ни бомб, ни ракет, да и нас самих, вероятно, тоже. Судя по всему, президент осознает эту новую реальность и масштаб генетического вызова.
Каждая третья научная работа в мире сейчас выполняется в области медицины. И триллион рублей, который предполагается вложить в борьбу с онкологическими заболеваниями за 6 лет, включая проведение научных исследований, соответствует этому мировому тренду.
Очень ценным представляется то, что утилизацию и переработку мусора президент рассматривает как научную проблему. В развитых странах перерабатывается примерно 95% и хоронится 5% на полигонах. У нас пропорция обратная! Во многих регионах уже происходили «мусорные бунты». Многое из того, что планируется – «мусорные поезда» из Москвы в Архангельск, мусоросжигательные заводы по всей стране и т. д. – неприемлемо. Сжигание мусора – это далекое прошлое, многие подобные заводы «производят» диоксин и ряд других канцерогенов.
Поставленная президентом задача «повысить долю обработки отходов с сегодняшних 8–9% до 60, чтобы не накапливать новые миллионы тонн мусора», очень масштабна и своевременна. Заметим, что твердые коммунальные отходы составляет лишь 5% от общего объёма. Остальное даёт промышленность, сельское хозяйство, другие отрасли.
В ведущих странах переработка мусора давно является областью высоких технологий с роботами, лазерами, системами искусственного интеллекта. Наверное, и нам не стоит отставать. Ведь есть у нас и специалисты, и свои технологии. С 2006 по 2013 год в Санкт-Петербурге издавался журнал «Рециклинг отходов», собиравший лучшие технологии и ведущих специалистов в данной сфере. Было проведено 16 Всероссийских конференций по всей стране, получены престижные зарубежные награды. А следующие действия правительства привели к тому, что многие из этих уникальных специалистов остались не у дел. Но, может быть, сейчас ситуация изменится?
Президент обратил особое внимание на проблемы образования и школу «Сириус». Эта школа – действительно большой успех. Один из ее создателей – профессор Ю. В. Громыко назвал свою недавно вышедшую книгу «Образование как политическая технология». Действительно, это важнейшая технология создания будущего. Один из преподавателей «биологической смены» из МГУ, работавший в «Сириусе», рассказывал мне: «Таких мотивированных, талантливых ребят я ещё не видел. Через 3 дня занятий они попросили не водить их на море и на экскурсии, чтобы побольше всего успеть. У них есть шанс состояться».
Тем не менее, в целом с образованием всё не так благостно. Как заметил преподаватель одного ведущего технического вуза: «Мы проводим удивительный эксперимент – пытаемся дать высшее образование ребятам, не имеющим среднего». И действительно, многолетние образовательные реформы, проводимые под началом Высшей школа экономики (ВШЭ), привели к деградации и развалу нашего среднего образования.
Рейтинг качества среднего образования обычно определяется на основе международных сравнений по тестовой системе PISA. Эта система показывает, как пятнадцатилетние ребята умеют применять свои знания. В 2015-2016 году пятёрка лидеров по математике была такова: Сингапур; Гонконг, Китай; Макао, Китай; Тайвань; Япония. По естественным наукам: Сингапур, Япония, Эстония (!), Тайвань, Финляндия. По математике, которой мы всегда гордились, наши ребята 25-е, а по естественным наукам 32-е, да и по родному языку в третьем десятке.
Что-то идет не так… И новые школьные здания, скоростной интернет здесь и не помогут. Видимо, надо разбираться чему учат детей, как учат, кто и для чего учит.
Бэкон не был любителем реформ, однако считал, что «тот, кто не хочет прибегать к новым средствам, должен ожидать новых бед». Хочется надеяться, что использование новых средств в достижении целей, обозначенных в послании, позволит, избежать многих бед нашей стране.
А может быть, и позволит «обогнать не догоняя», как это иногда бывало в русской истории.