— Как можно оценить в целом деятельность «Роснано» — спустя 10 лет, корпорация начинает показывать первые результаты?

— Если верить официальным отчетам, то основная часть доходов «Роснано» была связана с размещением средств на валютных депозитах. Возможно, это просто результат обесценивания рубля, который был в 2018 году. В любом случае «Роснано» почти всю свою историю был убыточным. Но дело даже не в этом, а в том, что его деятельность сопровождалась уничтожением стоимости — обесцениванием активов.

— Поясните, пожалуйста?

— Можно сопоставить: в начале 2018 г. был грандиозный скандал, когда ФСБ не допустила любимого занятия Чубайса — она не позволила осуществить приватизацию управляющей компании «Роснано». И в сообщениях об этом называлась сумма активов «Роснано» — она была сопоставима с вложениями государства, которые осуществлялись в «Роснано» как в виде прямого бюджетного финансирования, так и в виде бюджетных гарантий. Причем бюджетные гарантии предоставлялись и в 2018 г., если верить презентациям самого «Роснано».

Стоимость активов «Роснано» в результате деятельности Чубайса и его команды сократилась в 2,6 раза. То есть активы корпорации, которые в начале 2018 г. находились под управлением «Роснано», в 2,6 раза меньше тех сумм, которые государство выделило «Роснано». Это самое главное.

— То есть не такой уж Чубайс и «эффективный менеджер»?

— Чубайс — это, насколько можно судить по итогам работы, уничтожитель собственности, уничтожитель стоимости, уничтожитель национального богатства. Уничтожает он национальное богатство или в виде приватизации, или в виде реформы электроэнергетики, или в виде проведения чрезмерно жесткой финансовой политики (в бытность министром финансов), или уничтожает стоимость России при помощи разного рода политических интриг, или просто руководя «Роснано» — он просто всегда уничтожает стоимость. Это его образ деятельности.

Если он попутно с уничтожением стоимости один раз показывает текущий доход — видимо, его очень долго ругают, и, наверное, он решил «выкрутить» бухгалтерский отчет так, чтобы показать, какой он хороший.

— Можно как-то оценить прибыль от «Роснано» для бюджета?

— Сопоставьте: примерно 350 млн, которые получил федеральный бюджет от деятельности «Роснано», и за это время федеральный бюджет вложил в «Роснано» примерно столько же, только миллиардов рублей. Это доходы менее 0,1% от вложенных средств за более 10 лет ее существования.

Это вообще ни о чем. Это такая же доходность, как Минфин хвастается, что он берет деньги взаймы под 5-7%, эти же деньги размещает на Западе под 1,5-2% годовых — и гордится этой очень низкой доходностью. Вот доходность от деятельности Чубайса — из этой же серии.

Опять-таки инновационная деятельность рискованная — она может вести к провалам. Здесь никто не застрахован. Но когда провалы длятся 10 лет подряд — это некоторый перебор, это уже не отдельный провал, это уже, возможно, стратегия и смысл деятельности.

— «Роснано», вроде бы, и была запланирована изначально «планово убыточной»?

— Самое главное заключается в том, что стоимость не создается, а обеспечивается. Многие компании были долгие годы планово убыточными — тот же «Фейсбук» начал приносить прибыль очень не скоро, но он при этом резко увеличивал свою стоимость.

Деятельность Чубайса может вести к появлению прибыли, Чубайс умеет отчитываться, он умеет рассказывать, какие доходы бюджету приносит приватизация, но если все это ведет к разрушению стоимости, к уничтожению имущества, к уничтожению того, что создано трудом человека, то где здесь прорыв?

— И все-таки, чтобы внести ясность, бытовой вопрос: чем же занимается «Роснано,» если этих самых нано-технологий никто не видел в обыденной жизни за 10 лет?

— «Роснано» занимается тем, что инвестирует в стартапы и эти технологии продает. При этом значительная часть средств просто находится на валютных депозитах, я подозреваю, что доходы — это доход не от новых технологий, а от депозитов, которые лежат в валюте. По крайней мере, раньше было так.

К тому же многие технологии из России уходят, насколько я могу судить. Плюс, много заведомо провальных вещей, вроде изобретения какого-то электрического велосипеда, который в 10 раз дороже тех велосипедов, которые уже выпускаются миллионами штук. И какой-то там черно-белый планшет для школ, который стоит дороже обычного планшета и которого так никто никогда и не увидел.

Вот такой откровенно циничный бред.

ИсточникНакануне
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...