В субботу, 30 марта меня прописали по адресу «Чум №2». В заполярном городе Салехард в тот день проходил «День оленевода». За немного казенным названием кроется традиционный праздник коренных народов — ненцев, хантов и селькупов, который проводится накануне таяния льдов и снегов.
На нартах добраться друг до друга через Объ и речки поменьше будет невозможно, и вот люди съезжаются «на других посмотреть, себя показать». Привозят товар на продажу, невест на выданье, обмениваются новостями (не про брекзит и очередное благодеяние Набиуллиной). У людей другие заботы — расплодились дикие олени, вытаптывают ягель в тундре, сманивают хозяйские стада.
Команду Изборского клуба приняли хозяева чума №2. Я спросил красавицу Оксану (вся семья православная): «Где Вы живете?» — Ответ был дан недоуменным голосом и через паузу: «В тундре, где же еще…». Они проехали на упряжке до Салехарда с двумя детьми — блондинами Иосифом и Русланом — 100 километров.
Хозяйка, как и полагается, сама поставила чум из привезенных жердей и сшитых оленьих шкур. Для тепла и красоты на стенки повесили полотнища парчи размером со скатерть. У печки-буржуйки, в «красном углу» круглого чума повесили оранжевую парчу с вытканным православным крестом. Оксана, как и все другие хозяйки, нарядилась в обшитые парчой наряды.
Пока мы угощались блюдами из рыбы и оленины, хозяин ходил на соревнования оленьих упряжек. Приз — снегоход, стоимостью около 1 миллиона рублей, ему не достался, зато какой у него красивый пояс!