Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, вступивший в должность после отставки Нурсултана Назарбаева, объявил о проведении в стране досрочных выборов. Избирательный процесс предварительно назначен на 9 июня 2019 года.

Токаев должен был исполнять обязанности главы государства до апреля 2020 года, однако после консультации с Назарбаевым принял решение о досрочных выборах.

Роль Назарбаева

Важно, что Назарбаев был последним человеком в советской элите, который согласился с распадом СССР. Он до последнего не хотел смириться с этим и пытался остановить процесс распада, и Казахстан последним признал независимость от СССР. С другой стороны, все эти годы Россия демонстративно, как-то вызывающе, вопиюще игнорировала Казахстан в его устремлениях вернуться обратно в единое стратегическое пространство.

Назарбаев начал говорить о евразийском проекте ещё в 1992 году, ещё до того, как Ельцин расстрелял из танков Верховный Совет.

Евразийский проект

И с этого момента он с этим Евразийским проектом назойливо и последовательно обращался в Москву, а Москва отмахивалась от него: «Да идите вы… мы движемся в глобальный мир». И, в конце концов, Москва убедила Назарбаева в том, что надо двигаться в глобальный мир, и он начал двигаться туда же, но уже отдельно от Москвы.

Евразийский проект всерьёз пока что до сих пор никто не рассматривает. Мы используем возможности Евразийского проекта на 7%, на самом его низовом уровне, только на экономическом. А на самом деле Назарбаев все эти годы строил казахстанское национальное государство со всеми атрибутами суверенитета, обидевшись на Россию, довольно субъектное самостоятельное, «себе на уме».

Сегодня у России не лучший образ внутри Казахстана, очень много недовольных – и кроме того, есть казахские националисты (то есть, есть казахстанский национализм, а есть казахский). Именно казахские националисты требовали от него более радикального разрыва с Россией, что он не допустил, и это плюс. Они требовали более радикального отказа от русского языка, чего он не допустил – но, впрочем, перешёл на латиницу. И так во всём.

Конечно, Назарбаев мог бы интегрироваться и хотел более системно, но Россия не хотела. И не была готова, и не готова до сих пор.

Он сохранил относительную стабильность внутри Казахстана, и это огромный плюс. И он создал задел на Евразийский проект, который сейчас есть и который можно развить в полноценный Евразийский проект. И это колоссальный плюс. Кстати, Назарбаев обещал лидеру Евразийского движения Александру Дугину вступить в Евразийское движение после того, как он покинет пост президента Казахстана. Вот, посмотрим, как он выполняет свои обещания.

Назарбаев как эксперимент

Как же Казахстан будет взаимодействовать с остальными игроками после Назарбаева? Скорее всего, Назарбаев обкатывает модель некоего «трансфера» власти и для Лукашенко и Путина. То есть, его партнёры по евразийскому сотрудничеству смотрят на то, как более-менее близких системных условиях будет переходить такой транзит, как это скажется на элитах, на стабильности, на межклановых противостояниях. Как реализовать мягкий вариант перехода власти.

То есть, это тестовый вариант. И Назарбаев, как самый старший из трёх своих коллег по Евразийскому союзу, первый взялся на себе протестировать эту модель передачи власти.

У нас условия почти одинаковые – и экономические возможности, и потенциал, и межклановый баланс, режим примерно одинаковый, как он и был всегда, всю историю нашего совместного существования в течение многих столетий. И сейчас у нас равные условия, поэтому мы интегрируемся. Интегрироваться нужно в равных условиях.

Соответственно, этот переход будет очень внимательно изучаться и в Москве, и в Минске, и те системные ошибки, которые будут вскрыты и обнаружены, будут гаситься не только в самом Казахстане, но и в Москве, и в Минске. Это действительно важный алгоритм трансфера власти, и он очень полезен для нас всех.

Евразийское партнерство

Что касается евразийского экономического партнёрства, то мало что изменится — куда уже больше стагнировать, оно и так существует почти что номинально, на бумаге.

Интеграция имеет несколько системных пластов: от геополитики, стратегического, военного взаимодействия, создания единых вооружённых сил, единой политической системы, до создания единого эмиссионного центра. Это жизненно необходимо в нынешнем мире больших блоков, в мире, который движется к многополярной модели, обнаружив несостоятельность однополярного мироустройства. Это единственная возможность сохраниться.

Но в наших реалиях ни одно номинально суверенное государство не способно отстоять свой суверенитет, кроме России, США и Китая. Если в Казахстан придёт, не дай Бог, ДАИШ (запрещена в РФ), то Казахстан никогда не справится с этой угрозой.

Посмотрите на Сирию. Сирия – это многовековая государственность, она уходит корнями ко временам Христа, это святая земля, где всегда была государственность. Посмотрите, что исламисты, подконтрольные западным глобалистам, сделали с Сирией? Она очень сильно сопротивлялась. Сирийцы умеют воевать, они живут рядом с Израилем, который их этому и научил. А представьте, что теперь в Казахстан, не дай Бог, придёт этот недуг — сможет Казахстан отстоять свой суверенитет?

Без России на постсоветском пространстве никто не сможет противостоять такой угрозе. И если глобалисты Запада всерьёз возьмутся за Казахстан, там будут «цветные» революции происходить каждую неделю. Если Трамп, не дай Бог, закашляет и уедет в санаторий, то всё вернётся. Опять придёт Обама, скажет – «а я не уходил, я немножко поседел, но я – Обама. И я такой как прежде». А вот Хилари, смотрите – она, правда, подключена к аппарату искусственной вентиляции лёгких и с искусственным сердцем, но она ещё ничего, бодрячком, она ещё покажет вам, как надо «цветные» революции устраивать…

Так что единственная возможность просто выжить в грядущем мире и сохраниться – это интеграция с Россией. Здесь уже не до шуток, не до жиру, не до какой-то роскоши – экономический рост, торговля… Тут бы просто выжить.

Вспомните, что было с Узбекистаном или Киргизией, когда туда пришли «цветные» революции – тогда глобалисты всего лишь слегка «тестировали». Киргизия раскололась на Север и Юг, Ош и Бишкек, началась гражданская война, резня, исламисты встали в полный рост, и дальше… И если бы Москва не вмешалась, где бы была эта Киргизия?

Так что Казахстан абсолютно не застрахован, и его не трогают только потому, что есть соображения о том, что Казахстан с Россией. Что там Назарбаев? Путин за него впряжётся.

Вы спросите — а Китай? Китай не будет осуществлять жесткую экспансию Казахстана, потому что Китай самодостаточен. Это целая Вселенная. Это целый мир. Он может инвестировать, конечно, но никогда Китай не будет поглощать Казахстан, особенно насильно, или с помощью «цветных» революций, с помощью вероломства или путем создания террористических прокитайских сетей. Это, конечно, исключено.

Но главным фактором стабильности является Россия. Все это прекрасно понимают. Это понимает Казахстан, Назарбаев существует, как суверенный политик, пока он прикрывается Путиным. Ну, или кем-то, кто против Путина. И поэтому им всем остаётся только договариваться друг с другом, чтобы выжить.

ИсточникГеополитика
Валерий Коровин
Коровин Валерий Михайлович (р. 1977) — российский политолог, общественный деятель. Директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ, член Евразийского комитета, заместитель руководителя Международного Евразийского движения, главный редактор Информационно-аналитического портала «Евразия» (http://evrazia.org). Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...