Свершилось. О Екатеринбурге услышал весь мир — с радостью заявило самое крупное местное интернет издание Е1.RU, принадлежащее, как это ни странно, компании из США. Заявило с гордостью. Конечно, извините, но знаете, для того чтобы тебя услышали, кто-то иногда готов просто громко испортить воздух в общественном месте.
Мне звонят знакомые из разных городов России, просят объяснить, как такое возможно? Откуда и как могло появиться столько людей, для которых место для выгула собак имеет большую ценность (культурную, духовную, историческую), чем главный городской храм? Для которых изредка работающий фонтан, большую часть года забросанный окурками и пустыми банками, на полном серьезе, считается куда более ценной культурной достопримечательностью, чем старинная дореволюционная церковь, с которой 300 лет назад зародился город?
Я пытаюсь объяснить, что это мол «майданные» технологии (Волков, Навальный, Е1.RU), что это лишь малая часть горожан: молодежь с айфонами, жаждущая адреналина, интеллигенция — поклонники казнокрада Серебренникова, «элита», тусующаяся в Ельцин-Центре. Что большинство горожан — нормальные и правда интеллигентные, и правда культурные люди. Не понимают!
Спрашивают: у вас что, такой уникальный сквер, что о нем теперь знает весь мир? Наверное, все жители и гости города мечтают в нем прогуляться? Да нет, говорю, даже большинство протестующих оказались в нем впервые. Спрашивают: может ваши жители, как никто в мире, любят зеленые насаждения и за каждый куст ложатся под бульдозер? Да нет, говорю, не за каждый. До этого никто не ложился. Мрачный, говорят, у вас город: когда то замучили царскую семью, теперь вот единственное место в России, где любят и почитают Ельцина, а сегодня выясняется, что вот уже 10 лет не дают восстановить храм св.вмц.Екатерины, в честь которой назван сам город. Не самое приятное место, говорят они. Держитесь!
Другим знакомым, отдыхающим сейчас в Эмиратах, довелось пообщаться на эту тему с арабом, прочитавшем о наших событиях в местной газете (мы прославились и там). Говорит, всегда думал, что русские люди за свою веру готовы отдать жизнь, а тут ломают забор, где строится храм! Сказал, что если бы в его городке решили построить мечеть даже на месте его дома, он бы согласился не задумываясь, и потому, говорит, исламский мир становится сильнее и со временем подчинит себе Европу. Говорит, в Екатеринбурге живут очень смелые, но глупые люди, если борются с Богом и думают, что его победили. Вы ведь так же думали и в 1917 году… Со стороны иногда виднее. Похоже, на Востоке даже простые люди бывают мудрее наших яйцеголовых «интеллигентов»!
Сегодня 19 мая — день святого Иова Многострадального. В этот же день родился последний российский император Николай II, зверски убитый 100 лет назад в нашем городе вместе с женой, детьми и приближенными. Город отмечает эту дату подготовкой референдума о запрете восстановления, разрушенного теми же кто убил царя, храма в честь св.влц.Екатерины и в честь которой был назван город. На том фоне, который грамотно создан организаторами мини-майдана («кто не скачет — тот за храм») и поддержанный «иванами, не помнящими родства», вероятность положительного исхода скоропостижного референдума не велика.
Мне кажется, что в этом случае именоваться «Екатеринбургом» вроде как нелогично. Может быть сразу (чтобы сэкономить деньги — для многих это все, что осталось из святого) поставить вопрос на референдуме: вы «Против» восстановления храма и «За» переименование Екатеринбурга в Ельцинград. Ведь к Ельцину и Ельцин-Центру у жителей города получается вопрос нет. Зачем тянуть? Это юридически. А до тех пор, пока не принято решение о восстановлении храма в честь св.влц. Екатерины, именоваться Ельцинградом в быту. Почему нет? Ведь мы до сих пор между собой называем Главный проспект «проспектом Ленина». Свердловская область, Ельцинград, проспект Ленина! Памятники Свердлову, Ельцину и Ленину! И нет храма! Для кого-то это и есть светлое будущее…
У сторонников восстановления храма есть вопросы и к власти, и к олигархам и к руководству РПЦ. Этих вопросов не меньше, чем у протестующих, но они чаще острее и профессиональней, т.к. строятся не на эмоциях и отрицании всего и вся. Но у нас нет и не может быть вопросов к св.влц.Екатерине, как и к храму в ее честь, и РПЦ, на 99% состоящей из простых прихожан, а не митрополитов и дьяконов. К слову, чем вам не угодил, к примеру, владыка Викентий, построивший у нас десятки монастырей и храмов, а уехавший из Епархии не на «Мерседесе» и в собольей шубе, а в одной рясе и сумкой с личными вещами?
Современные «революционеры» говорят: мы не любим Путина, а Россию любим, мы верим в Бога, но не любим попов и церковь. На словах — да. А что получается на деле, можно понаблюдать на примере наших соседей — украинцев: как хорошо зажили участники майдана, какие «светлые» перспективы появились у молодежи и пенсионеров. Говорите, Бога любите и в него верите без всякой Церкви и попов? И в сквере бьетесь за добро, правду и справедливость? От чего же тогда, глядя на вашу победу, ангелы грустят, а бесы радуются?
P.S. В качестве компромисса, я бы предложил вернуться к идее восстановления храма на его прежнем месте и в прежнем виде, но сохранив фонтан. Такой проект предлагался нами еще 10 лет назад, но был отвергнут, так как и тогда протесты носили политический характер в борьбе с прежним губернатором и РПЦ, а не за «сквер, пруд или фонтан». Как ни крути, а 10 лет прошло — может что-то изменилось в душе и головах?