На прошлой неделе Военный комитет — высший военный орган НАТО, он отвечает за консультирование основного политического органа — Североатлантического совета, а также Группы ядерного планирования собирался на закрытое совещание на уровне начальников штабов, на котором начальники штабов утвердили некую «новую стратегию». При этом ее конкретные направления не были раскрыты, поскольку это, якобы, закрытый документ. Было лишь отмечено, что стратегия направлена на «адаптацию Североатлантического альянса ко все более сложным вызовам безопасности», а также на определение параметров «эффективного сдерживания и обороны», процесса принятия решений, будущих планов, обеспечения «согласованности общих усилий».

Но, тем не менее, характер и содержание этого документа вполне понятны военным экспертам. Так, генсек НАТО Йенс Столтенберг неоднократно заявлял ранее, что обновленная военная стратегия нужна альянсу из-за «ядерной угрозы» со стороны России и новых вызовов на востоке и юге.

«Речь идёт о полной готовности к обороне и способности обеспечить стабильность в будущем», — сказал он. Был назван и главный противник – Россия.

На прошлогоднем саммите члены НАТО приняли отдельное заявление о трансатлантической безопасности, в котором обвинили Россию в том, что она «бросает вызов основанному на правилах международному порядку» и проводит «провокационную военную деятельность», пытаясь подорвать институты альянса и внести раскол. При этом они дежурно выразили готовность к содержательному диалогу и конструктивным отношениям с Москвой.

В практическом плане новая доктрина подразумевает повышение мобилизационной готовности войск НАТО и, судя по всему, за ней привычно торчат американские уши. Она будет явно опираться на известное прошлогоднее принятие НАТО плана Four Thirties («Четыре по 30»). Напомним, 7-8 июня 2018 года в Брюсселе с подачи американцев был принят к исполнению план, получивший название Four Thirties («Четыре по 30»). Оправдывая название, он предусматривает создание в НАТО к 2020 году 30 мотопехотных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и наличие 30 боевых кораблей, которые должны быть готовы к применению в течение 30 дней.

Уточняется, что данное формирование должно стать дополнением к так называемому «головному отряду» — силам быстрого реагирования и объединенной оперативной группе повышенной готовности НАТО. В общей сложности в рядах этой «группы немедленного реагирования» насчитывается более 30 тысяч человек, которые должны быть в состоянии срочно развернуться и вести боевые действия в течении 48 часов момента получения приказа.

На совещании было признано, что эта группировка не дотягивает до уровня, необходимого для выполнения возможных боевых задач сдерживания России, поэтому потребовалась еще одна группировка.

Таким образом, предполагается, что через год на границах России Североатлантический альянс будет иметь целую отмобилизованную и готовую к боевым действиям армию. Поддерживать её с воздуха будут свыше 500 самолетов и вертолетов, а с моря — почти 50 надводных кораблей и подводных лодок.

С этой целью уже началось строительство соответствующей военной инфраструктуры. В частности, реализация проекта по созданию девяти транспортных коридоров «север — юг» и «запад — восток».

При этом, всем экспертам очевидно, что план сильно страдает химеричностью. Абсолютно понятно, что любой крупномасштабный конфликт с Россией тут же превратится в большую войну, в которой натовская группировка «быстрого реагирования» просто мизер, не влияющий ни на что. Тут потребуются все силы альянса. А содержание у границ России в мирное время такой армии просто бессмысленная трата средств. Но, для американцев это хороший повод загнать европейцев в строй под своим командованием и напомнить, кто в Европе настоящий хозяин?

Вот как прокомментировал принятие новой стратегии первый зампред комитета Госдумы по обороне Александр Шерин:

«Это говорит о том, что предыдущая концепция оказалась бесполезной, она себя никак не оправдала. Потому что все потуги, огромные траты США в размещении системы ПРО вдоль границ РФ при наличии у нашей страны на сегодняшний момент сверхсовременных видов вооружений, не имеющих аналогов в мире, делают эту всю систему ПРО абсолютно бессмысленной, игрушечной».

Напомним, до принятия новой стратегии НАТО в своей деятельности руководствовалось принятой главами государств и правительств на саммите Североатлантического альянса в Лиссабоне (Португалия) 19-20 ноября 2010 года Стратегической концепцией Североатлантического союза. Тогда много говорились о том, что эта стратегия принимается на десятилетия…

ИсточникЗавтра
Владислав Шурыгин
Шурыгин Владислав Владиславович (род. 1963) ‑ военный публицист, обозреватель газеты «Завтра», член редколлегии АПН.ру. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...