В Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба. С основным докладом на тему «Ценностно-ментальная структура современного российского общества и тенденции его развития» выступил известный петербургский ученый, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Валентин Евгеньевич Семёнов.

Предваряя свой доклад, он отметил печальную закономерность нашей истории, что мощная Российская империя, по слову философа Василия Розанова, слиняла в два – самое большее 3 дня. И не менее мощная, советское государство распалось в течение нескольких недель. Это свидетельствует, по мнению докладчика, о значении идеологии, которая играет не меньшую роль в прочности государства нежели внешние признаки могущества.

Иногда говорят, что у нас нет идеологии, но, по мнению Валентина Семёнова, идеология есть, она записана в Конституции. Это идеология, которая ориентирует нас на создание общества потребления. Есть, правда, и другая идеология, которая сформулирована в целом ряде президентских указов. Однако, эта идеология не реализуется в практической жизни. Главное — это не формулировка идеологических принципов, а их бытование в жизни обычных людей — граждан государства.

В нынешних условиях, по оценке социолога, в России существует четыре менталитета. Он предложил систему координат, где по вертикали находится понятия — Бог и идол, а по горизонтали — индивид и коллектив. Исходя из этой системы координат, Валентин Семенов выделяет четыре менталитета: религиозный, коллективистский, индивидуалистическо-либеральный и криминально-клановый. Фактически, эти четыре менталитета существуют во всех странах. Однако, важно какая именно ментальность преобладает в том или ином обществе.

Для наглядной иллюстрации своей теории социолог предложил 4 образа из классического произведения русской литературы, романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Именно четыре брата и олицетворяют, по его мнению, четыре русских менталитета. Религиозный — Алёша Карамазов, коллективистский — Дмитрий, индивидуалистическо-либеральный — Иван и криминально клановый — Смердяков.

Затем докладчик обратился к результатам социологических исследований учащейся молодёжи, которые проводили социологи под его руководством на протяжении нескольких лет, начиная с 2002 года. По оценкам петербургских социологов жизненные ценности учащейся молодежи остаются достаточно стабильными. На первом месте семья, далее следуют здоровье, друзья, интересная работа, справедливость, деньги и на самом последнем месте находится вера. И это не может не тревожить.

По оценке Семёнова после энтузиазма 1990-х годов начался спад интереса к вере. Это не может не тревожить. Пик по их замерам интересов к православной вере приходился на 1995 год, год смерти очень популярного в Санкт-Петербурге главы епархии, митрополита Иоанна (Снычева).

Валентин Семенов предложил также слушателям замеры об отношении патриотизма и непатриотизма в молодежной среде. Они показывают, что количество патриотов с 2007 по 2018 год среди петербургской учащейся молодежи снижается с 62% до 40%. А количество непатриотов наоборот растёт с 18% до 33%. Это тоже не может не тревожить.

Докладчик также предложил слушателям и замеры отношений к таким понятиям как «коллективизм» и «индивидуализм». Коллективистские ценности среди учащейся молодёжи тоже снижаются, а ценность индивидуализма растёт. По мнению докладчика, идёт перевоспитание молодежи, прежде всего, средствами массовой информации.

Тем не менее, ситуация не носит, по его мнению, катастрофический характер поскольку замеры общественного мнения среди молодых петербуржцев по вопросу «Какое же общества они хотят построить» свидетельствует, что самое популярное — это общество честных людей труда. На втором месте — общество веры и любви к ближнему. И только на третьем месте — общество потребления и комфорта.

Докладчик заявил, что у современного российского общества сегодня есть два пути развития. Первый путь — продолжение движения по линии потребительства, вопиющего социального неравенства. Это приведет, в конце концов, страну к исчезновению в качестве русской, российской самобытной цивилизации и превратит Россию в разновидность дивного нового мира из известной антиутопии Олдоса Хаксли.

Второй путь возможен, если представители основных менталитетов православного и просоциального коллективисткого сумеют осознать свою общую народную национальную идентичность и, преодолев в себе беса разделения, как завещал митрополит Иоанн (Снычев), преодолеют и прозападно-либеральную идеологию и, наконец, начнут строить свою жизнь, руководствуясь исконным идеалам России «Бог, правда и справедливость». Эту последнюю триаду Валентин Евгеньевич Семёнов предложил в качестве идеала для современной России.

Доклад вызвал интерес у слушателей и было много вопросов. В частности, у докладчика спрашивали почему в его системе нет такого понятия как «свобода». По мнению Семёнова понятие «свобода» является очень размытым и у каждого из людей, особенно у молодых людей свое представление о свободе и его очень трудно измерить.

У докладчика также спросили почему деньги являются одной из ценностей в его опросах. Он ответил, что перед социологами не стояла задача опрашивать только православную молодежь, но всю молодежь и у части молодежи деньги тоже являются ценностью.

Далее докладчику задали интересный вопрос: «Отражают ли состоявшиеся недавно выборы президента полиментальность российского общества». По мнению докладчика полиментальность российского общества в выборах была не вполне точно отражена.

Был вопрос, посвящённый триаде «Бог, правда и справедливость». Спрашивали, почему в ней отсутствует «государство». Не свидетельствует ли это об анархичности подхода к проблеме? По мнению докладчика — это идеал, государственность здесь присутствует по умолчанию.

После ответа на вопросы состоялась довольно содержательная дискуссия по докладу. Открыл дискуссию известный православный мыслитель и публицист Борис Григорьевич Дверницкий, который предложил свои образы полиментальности. Они были такими: он предложил образ Дон Кихота как образ свободного человека, который защищает себя и других. Собственно, общество и создавалось как общество свободных людей. Это образ Гамлета, который олицетворяет культуру и народность. Это образ солженицынской Матрёны, которая отражает веру.  Самое главное в вере, по мнению Дверницкого, это то, что человек отдаёт, а не берёт. Именно культура по оценке выступающего, является самым слабым местом России.

Общественный деятель и публицист Андрей Константинов отметил, что современное общество структурировано разными способами. В частности, оно структурировано по национальности, по профессиям, по классовому признаку, а также и по сословному признаку. Опасной представляется попытка либеральных сил окончательно сломать сословное деление общества, и заменить его на классовое. То есть разделение общества по имущественному и финансовому принципу.

Доктор философских наук Александр Викторович Кугай отметил следующее. Его удивило, что в системе ценностей, предложенной докладчиком, нет ценности образования и досуга, а именно досуг сегодня является одним из приоритетов для молодёжи. Он также высказал сомнение в возможности формулирования идеологии в нынешних условиях, поскольку, по мнению Пугая, общество расколото и в таких условиях сформулировать общую идеологию невозможно. Примечательно, что государственной идеологии нет ни в одном современном государстве.

Писатель и переводчик Александр Андрюшкин отметил, что на его взгляд в опросах не хватало такой ценности как война. Ведь многие молодые люди, парни, ориентированы именно на образ сильного и мужественного человека. Этого как раз, по мнению писателя, не хватает. Он привёл в качестве примера ситуацию в Иране, с которой он достаточно хорошо знаком, где воспитание молодого человека как будущего война ведется государством целенаправленно.

Публицист и депутат муниципалитета Вадим Рыбин заметил, что слабостью русского народа является его неспособность к самоорганизации. Из-за этого мы проигрываем во многих ситуациях. Вершиной этой самоорганизации должно стать, по мнению Рыбина, самодержавие. Без самодержавия, как образно выразился публицист, русский народ — это рыба, выброшенная нас сушу.

Преподаватель Санкт-Петербургского университета Георгий Зозулин отметил, что сегодня наши гуманитарные науки не сумели занять подобающее место в обществе. По его мнению, пороком гуманитарных наук является отсутствие геополитического измерения, которое только и может придать научность гуманитарным исследованиям. Зозулин не согласен с пессимистическими оценками, которые звучали в выступлениях. По его мнению, Россия потихоньку, но поднимается и развивается.

Директор Научно-исследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования ЛГУ имени А. С. Пушкина, учёный, педагог Николай Андреевич Лобанов отметил, что ментальность развивается, и необходимо смотреть на менталитет в историческом разрезе. К сожалению, сегодня, по мнению педагога, Россия потеряла свои ориентиры, сегодня культура искусство невостребованные. Поэтому у нас нет ни живописи, ни музыки, которые бы соответствовали тем великим стандартам, которые исторически были сформированы русской культурой. Поскольку нет великой музыки, нет великой живописи, то ментальность наша плохо развивается.

Социолог Александр Борисович Бадьянов заметил, что в сегодняшних условиях создать идеологию непросто. Нам, прежде всего, необходимо обрисовать реальность, что было и предложено докладчиком. Он полагает, что государство со времён Петра Великого начало отходить от народа, и сегодня между государством и народом нет единства. Отсюда наши проблемы.

Историк Алексей Юрьевич Днепровой полагает, что современное общество сегодня напоминает общество накануне татарского нашествия. «Мы — старая Рязань 1737 года, —  заявил Днепровой, — и нас пытаются растащить различные кланы. Всё это подогревает недовольство и поэтому социальный бунт нельзя исключать из сценария будущего». По мнению Днепрового, нам необходима новая Конституция, которая бы положила в основу социальной структуры конфессиональный принцип.

Доктор геолого-минералогических наук, Сергей Кириллович Симаков заметил, что в обществе, где правят деньги идеология не нужна. В обществе потребления идеология не нужна, поэтому сегодня взывать государству о необходимости идеологии бессмысленно. По его пессимистической оценке, современная Россия идет путем Европы, то есть путем умирания.

Доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев в своем кратком выступлении представил свою новую книгу, которая составлена из очерков, публиковавшихся на Русской Народной Линии, посвященных регионам Украины.

Начальник управления научной работы СЗИУ РАНХиГС Игорь Александрович Ходачек отметил в своем выступлении, что гуманитарные науки имеют, конечно, специфический характер, о чём говорилось выступающими, и они подвержены идеологизации. Но сегодня всё-таки гуманитарные науки деидеологизированны. Нам необходимо воспользоваться этим. Гуманитариям необходимо искать понимания со своими коллегами на Западе, в Европе. Нам необходимо публиковаться в западных журналах, либо в тех журналах, которые читаются учёными на Западе, чтобы мы могли формулировать свое видение социальных проблем.

В заключение докладчик Валентин Евгеньевич Семенов поблагодарил всех участников дискуссии, заявив, что во многих выступлениях было много полезного. Но, говоря о возможности публикации связи с западными учеными, он выразил пессимизм, заявив, что нам необходимо создавать свои журналы. Пусть Запад переводит наши интересные публикации на европейские языки. Нам нет нужды подстраиваться под стандарты Запада.

Заседание клуба, посвящённое социологической проблематике, вызвало большой интерес. В заседании клуба приняло участие более 50 человек, и, по обыкновению, дискуссия была продолжена в кулуарах.

В заключении А.Д. Степанов прокомментировал реплику о том, что «современная Россия идет путем Европы». Идем ли мы путем умирания, задается вопросом Степанов. Европа умирает и это очевидно, а поэтому возникает вопрос: надо ли нам печататься у них, у этой умирающей Европы? Сегодня ключевой вопрос звучит так: может ли Россия стать альтернативой Европы? Ответ – нет, кроме России этого сделать не сможет никто. Тот же Китай может производить в огромном количестве товары, и они всегда это будут это делать лучше нас и дешевле. Россия же, может производить смыслы и идеи. Так, Поднебесная до сих пор живет идеями коммунизма, произведенными у нас. Стоит отметить, что помимо коммунизма у нас есть много других идей. Можно вспомнить заявление нашего Президента о вооружении, а в частности о том, что пока наши партнеры будут пытаться догнать нас в этом важном компоненте, наши ученые придумают уже что-нибудь новое. Производство смыслов наше самое главное богатство, равно как и богатство русского характера, и богатство русского менталитета. Еще один ключевой вопрос — это позиция власти. Сейчас мы видим тенденцию к ликвидации и отмиранию государства. Ленин мечтал об этом, но в конце концов они пришли к тому, что они усилили государство до невозможности. Государство стало присутствовать везде, оно стало контролировать то, что оно контролировать не должно было бы, чтобы оно сохранилось. Сейчас же мы видим либеральную попытку ликвидировать государство, когда банки пытаются присвоить себе функцию государства, и когда государство уходит от различных функций. В русской традиции, государство является ключевым игроком и важный вопрос, чтобы государство было нравственным, а эту функцию всегда выполняла церковь. Церковь умиряла государство, она взывала к смыслу правителей, всегда мирила князей в эпоху разделения. Поэтому, если государство станет ключевым игроком в политическом смысле, то тогда Россия сможет сказать свое слово, о котором мечтал Достоевский, когда говорил в своей пушкинской речи: — «настанет то время, когда нищая наша земля скажет это последнее слово Европе». Возможно сегодня, у нас есть шанс сказать это слово Европе, так как у Европы сегодня, этого слова в наличии нет. Она сейчас умирает под натиском мигрантов и пройдет одно-два поколения и Европа станет другой, либо Европа станет фашистской и начнет уничтожать мигрантов, другой альтернативы нет. Духовности в Европе нет, католичество уже давно умерло, а протестантизм скатился до низин. Других духовных идей Европа произвести не в состоянии, сегодня она способна произвести только языческо-атеистическую идеологию фашизма с которой возможно нам придется воевать. Нам очень важно сегодня сформулировать нашу духовную идею и на русском языке, причем такую, чтобы нас услышали во всем мире. Если мы справимся с этой задачей и сможем спродуцировать эту идею, тогда у нас есть будущее, а если нет, тогда Россия пойдет путем Европы, деградации, умирания и заселения нашей страны более сильными, наглыми и агрессивными нациями и займут это пространство, которое кода-то занимал великий русский народ.

В.А. Шамахов, Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба, директор Северо-Западного института управления РАНХиГС, доктор экономических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.