1 июля в Гонконге, с 1997 года — специальном административном районе (САР) КНР, протестующие оппозиционеры прорвались в здание местного парламента и захватили его.

Полагаю, в Гонконге мы наблюдаем классическую первую стадию «цветной революции». Есть все основания считать, что беспорядки, длящиеся с июня и связанные с законопроектом местной власти о выдаче преступников в КНР, были направлены на ослабление позиций официального Пекина накануне саммита «Большой двадцатки» в Осаке. Характерная особенность «цветных революций» — политтехнологи всегда придумывают для них символ – «оранжевая революция», «революция роз», «революция зонтиков». Для Гонконга придумали название «чёрные футболки», и влиться в протестующую толпу без этой «униформы» было сложно.

Нынешние беспорядки началась сразу после возвращения Си Цзиньпина «со щитом» — в Осаке он добился от Трампа отсрочки новой порции санкций. Тут подоспела очередная годовщина возвращения Гонконга Китаю, и здесь начались традиционные праздничные шествия по центральным улицам и площадям. Всё проходило достаточно мирно и упорядоченно. Вдруг, откуда ни возьмись, появился… опять же, традиционный для «цветных революций» отряд бузотёров. Молодые люди в касках и масках атаковали здание местной исполнительной власти, преодолели вялое сопротивление не подготовленной к такому развитию событий полиции, разбили стеклянные двери и ворвались в пустой по случаю праздника зал заседаний. «Чёрные футболки» провели в гонконгском парламенте всего несколько часов, после чего, словно по команде «отбой!», они вдруг заспешили на выход, силком вытаскивая из удобных кресел недисциплинированных активистов.

Почему буза вспыхнула так неожиданно и так же неожиданно завершилась? С самого начала местные деятели видели в происходящем руку «кукловодов» из-за пределов Гонконга. Почётный председатель местной Либеральной партии Джеймс Тянь Пей-чунь уже потребовал полноценного расследования роли «иностранных сил» в событиях 1 июля.

Заказчиками «революции чёрных футболок» могут быть британцы, недовольные перемирием в американо-китайской «торговой войне». Они сохранили в бывшей колонии прочные позиции, в том числе — и на агентурном уровне. Ими могут быть представители американского «глубинного государства». Ими могут быть даже пресловутые «группы влияния» из приморских провинций Китая, недовольные противостоянием КНР и США, а также возможностью утраты удобного и близкого убежища в Гонконге в случае уголовных преследований.

Конечно, буза «чёрных футболок» не улучшает имидж КНР и не укрепляет позиции Си Цзиньпина. Но ведь «товарищу Си», в отличие от Дональда Трампа, не надо проводить избирательную кампанию. Зато он способен сделать шаг, который резко повысит его популярность в Китае и перечеркнёт все шансы Трампа на переизбрание в 2020 году. Откликаясь на многочисленные просьбы соотечественников, Пекин может воссоединить с Родиной провинцию Тайвань. Реакция США будет столь же бескомпромиссной, как и в случаях с Северной Кореей, Венесуэлой, Ираном. А очередное унижение спишут на «хромого утёнка Дональда». Может, на то и расчёт?

ИсточникЗавтра
Юрий Тавровский
Юрий Вадимович Тавровский (р. 1949) – руководитель Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...