Китай призвал США отменить решение о поставках оружия Тайваню.
«Китай призывает США соблюдать принцип «одного Китая», немедленно отменить планы по продаже вооружений и прекратить любые военные контакты с Тайванем, чтобы избежать нанесения ущерба нашим двусторонним отношениям и стабильности в районе Тайваньского пролива» — заявил на брифинге во вторник официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан.
Речь идет о поставках Соединенными Штатами Тайваню 108 танков специальной модификации, 14 гусеничных бронированных ремонтно-эвакуационных машин, 16 тягачей, а также более 300 пулеметов.
Дополнительно Тайвань хотел бы закупить у США различные боеприпасы и оборудование к военной технике. Еще ранее была одобрена возможная продажа Тайваню более 250 комплектов ПЗРК Stinger на сумму свыше 223 миллиона долларов.
Является ли такой шаг Вашингтона продолжением торговой войны с Китаем и какие ответные меры может предпринять руководство КНР в этой связи? Об этом мы спросили востоковеда, профессора Российского университета дружбы народов, постоянного члена Изборского клуба Юрия Вадимовича Тавровского.
— Решение Америки продать очередную партию оружия Тайваню, это очень тревожный симптом, потому что за время правления президента США Дональда Трампа это будет уже четвертая крупная сделка, и речь идет не только о продаже готового оружия. Форсированно укрепляют весь оборонный комплекс Тайваня. Тайваньский ВПК встраивается в производственную цепочку американского военно-промышленного комплекса, в том числе, обновляется парк военных самолетов Тайваня, на острове строятся собственные патрульные корабли для ВМС Тайваня, идет производство ракетных систем. Безусловно, это очень опасная игра. Но, как мне кажется, это не часть торговой войны между США и Китаем, а часть «холодной войны», которая включает в себя торговую войну, технологическую войну и подобные провокации, поскольку, фактически, укрепление вооруженных сил тайваньского режима, это подталкивание политической верхушки Тайваня к провозглашению суверенитета, а провозглашение независимости Тайваня автоматически вызовет начало военных действий со стороны Китая, так как в Китае в 2005 году был принят закон о противодействии сепаратизму, и, если Тайвань захочет отделиться и провозгласит независимость, то начнется война.
Опасность данного шага Вашингтона еще и в том, что в последние месяцы со стороны США активизировалась форма «холодной войны», связанная именно с сепаратизмом. Достаточно вспомнить, что совсем недавно были серьезные протесты в Гонконге, где протестующие захватили здание парламента, и это очень болезненная для Китая заноза, которая торчит в его теле, а если говорить о Тайване, нужно понимать, что это уже не заноза, а открытая рана, и ее можно использовать, чтобы воздействовать на китайское руководство и на весь Китай. Си Цзиньпин, как главнокомандующий китайской армией, рано или поздно будет вынужден сделать решительные шаги, и с начала этого года глава КНР уже сделал несколько очень резких предупреждений Тайваню, поэтому я считаю, что шансы на военное столкновение в этом регионе растут, и это также одна из форм сдерживания Китая, один из элементов такой вот «холодной войны» со стороны Соединенных Штатов.
Однако надо заметить, что такое столкновение вряд ли приведет к участию в нем самих США. Американцы довольно подло подталкивают руководство этой мятежной провинции Китая, фактически, к самоубийству. Тайваньские вооруженные силы не идут ни в какое сравнение с народно-освободительной армией Китая, а судя по поведению президента Трампа за все эти годы, США вмешиваться не будут. США ничего не сделали с Северной Кореей, когда направили к ее берегам три авианосных группы, Трамп в последней момент отменил удар по Ирану, и совершенно ясно, что президент США не собирается воевать с Китаем. И в этом случае можно предположить, что произойдет присоединение Тайваня к материковому Китаю не мирным путем, хотя Си Цзиньпин неоднократно говорил именно о мирном воссоединении Тайваня с Китаем. Но в Вашингтоне, проводя свои политические игры с целью сохранить гегемонию в мире, думают иначе и очередная продажа американского оружия Тайваню – тому подтверждение.