Сегодня состоялся первый телефонный разговор между президентом Украины Владимиром Зеленским и президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Как сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, разговор состоялся по инициативе украинской стороны, был прагматичный и ознакомительный и продолжался 20 минут. Темы, которые были обсуждены в беседе двух президентов, касались задержанных Россией за незаконное пересечение границы украинских моряков и работе «Минского формата». Как заметил Песков о ходе разговора — «вряд ли сейчас следует обсуждать какие-то эмоциональные оттенки и тональности», что же касается обсужденных тем, то по словам пресс-секретаря – «работа будет продолжена на экспертном уровне».
Мы попросили прокомментировать состоявшийся диалог глав двух государств, писателя, лидера общественного движения «Патриоты Великое Отечество», постоянного участника Изборского клуба Николая Старикова.
— Как показывает весь опыт деятельности Путина на посту президента Российской Федерации, он действительно готов к переговорам и является с одной стороны достаточно жестким переговорщиком, а с другой стороны человеком, который от этих переговоров не уклоняется. Что же касается первого телефонного разговора Путина с новоизбранным президентом Украины, то в данном случае, тональность этих переговоров полностью зависела от стороны, которая инициировала эту беседу, т.е. Зеленского. Если он действительно начал беседу с фразы «Ну, так чей Крым?» или «Крым – это Украина и когда вы уйдете с Донбасса?», то мне кажется, что беседа на этой фразе могла бы уже и закончиться.
— Николай, не кажется ли Вам, что, судя по сдержанной реакции Пескова, с Зеленским будут работать, если так можно выразиться, «по уставу», принуждая его соблюдать все принятые в мире дипломатические нормы, без политической самодеятельности, к которой Зеленский явно тяготеет?
— Дипломатические нормы для того и существуют, чтобы их соблюдали. Эти норма существуют даже не десятилетиями, а столетиями. Я думаю, что первый дипломатический дебют Зеленского на международной арене был крайне неудачный, имея в виду визит к Макрону и Меркель. Поездка в Канаду, мне кажется, была больше представлением перед публикой, нежели каким-то дипломатическим триумфом, а вот теперь и первый телефонный разговор с президентом России. Реакция с российской стороны крайне прохладная, взвешенная и подчеркнуто не эмоциональная.
Думаю, что это должно стать «холодным душем» для Зеленского после всех его неумных и абсолютно недипломатичных заявлений, которые он делал в последнее время.