12 июля начались поставки российских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-400 «Триумф» в Турцию по контракту общей стоимостью в 2,5 млрд. долл. Сразу же за этим последовало заявление Евросоюза о введении против Турции режима санкций, официально — в связи с геологоразведочными работами на шельфе Северного Кипра.

Полное развёртывание С-400 на территории Турции совместными усилиями российских и прошедших подготовку в нашей стране турецких специалистов должно занять несколько месяцев. Поставка, несмотря на противодействие со стороны США и их союзников, почти завершена, и это — свершившийся факт. Теперь главный вопрос заключается в том, где именно на территории Турции будут размещены данные зенитно-ракетные комплексы. И этот вопрос, на который пока нет ответа, имеет прямое отношение и к позиции США, и к тем санкциям, которые ввёл Евросоюз против Турции. Непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра является одной из двух главных (наряду с курдским вопросом) «болевых точек» для внешней политики Анкары.

Дело в том, что после возникновения «астанинского формата», а проще — российско-турецко-иранского союза на Ближнем Востоке, в восточном Средиземноморье при поддержке США и Великобритании сформировалась достаточно мощная антитурецкая коалиция, в состав которой входят Греция, Израиль, Египет и Кипр. Пока их конфликт проявляется по преимуществу в Ливии, где Египет поддерживает силы Халифы Хафтара, а Турция — силы Абделя Сараджа, но ситуация, судя по всему, будет обостряться. Тем более, что в экономической зоне Кипра найдены огромные месторождения газа, вопрос о контроле за которыми становится всё более актуальным, и уже в обозримом будущем может возникнуть момент, когда речь пойдёт о применении военной силы, в том числе — современной авиации, которой обладают и Израиль, и Греция. И тогда наличие С-400 на Северном Кипре и даже на турецком побережье Средиземного моря, откуда до Кипра около 75 километров, может стать мощным фактором, работающим в пользу Турции. Официальная дальность действия С-400 «Триумф» — 400 км, а радары работают не менее чем на 600 км. Поэтому, если российские ЗРК будут развёрнуты на этом направлении, военные возможности греко-израильско-кипро-египетского альянса будут существенно ограничены.

При этом американцы изначально занимали позицию, согласно которой появление у Турции российских зенитно-ракетных комплексов разрушает всю систему противоракетной обороны НАТО, поскольку С-400 невозможно интегрировать под стандарты этого военного блока, в который Турция входит с 1952 года, являясь его юго-восточным флангом. В этой системе из-за использования С-400 образуется «дыра» — не говоря уже про разведывательные электронные комплексы, которые могут быть поставлены на «триумфы» с целью считывать соответствующую информацию. Тем не менее, Эрдогану по этому вопросу, скорее всего, каким-то образом удалось договориться с Трампом в Осаке, где у них состоялась личная беседа. Главный аргумент турецкого лидера заключался в том, что в 2012-2013 годах Анкара хотела купить у Вашингтона ЗРК «Пэтриот», но получила отказ от тогдашнего президента США Барака Обамы. А всё, что касается Обамы и других демократов, вызывает у Трампа вполне предсказуемую реакцию — поэтому он и заявил, что понимает позицию Эрдогана.

Сейчас реакция США, скорее всего, сведётся к тому, что будут прекращены поставки американских самолётов пятого поколения — пока Турции переданы два F-35, остальные на какое-то время «заморозят». Возможно, в какой-то форме это будет связано с допуском американских и натовских специалистов к С-400 — они в этом крайне заинтересованы, но такого рода риски всегда учитываются при заключении военных контрактов. К тому же, С-400 уже не являются самыми мощными образцами российских ЗРК — им на смену идут С-500 «Прометей».

Сегодня военно-стратегическая ситуация складывается таким образом, что прошлые альянсы и конфликты отступают на второй план, а на первый план выходят соображения актуальной прагматики и тенденций ближайшего будущего. К тому же, после Первой мировой войны и краха Османской империи Турция никогда не воевала против России, а главным союзником Ататюрка выступало советское государство во главе с Лениным. Одной из важнейших задач для Кремля является минимизация и устранение любых угроз на южных рубежах нашей страны, и в этом отношении даже худой мир с Турцией лучше полноценной ссоры. Именно эти соображения лежат в основе не только контракта по С-400, но и строительства газопровода «Турецкий поток», строительства АЭС «Аккую», совместных действий в Сирии, и так далее. Кроме того, Россия заинтересована в стабильности мирового рынка энергоносителей, а здесь Ближний Восток, где роль Турции традиционно велика, имеет ключевое значение. Не стоит отрицать и того, что наша страна заинтересована в выходе из-под режима антироссийских санкций, и чем больше стран, включая Турцию, будет здесь на нашей стороне, в том числе — из-за разногласий внутри НАТО и ЕС, тем лучше для нас.

ИсточникЗавтра
Шамиль Султанов
Султанов Шамиль Загитович (1952-2022) – российский философ, историк, публицист, общественный и политический деятель. Президент центра стратегических исследований «Россия – исламский мир». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...