— Как развивается фестиваль «Традиция», идейным вдохновителем которого вы являетесь, растёт ли его популярность?
— На открытии было очень много народу. Люди здесь ходят радостные. И, разумеется, пришли и те, кто приходит сюда уже третий, четвёртый и даже пятый год подряд. А значит, нам удалось создать свою среду. Зачастую среда из десяти тысяч человек более важна, чем стадион с сотнями тысяч человек, потому что позже эта среда изменяет всё общество целиком. И фестиваль «Традиция» имеет все шансы на то, чтобы создать такое общество.
— Как вы считаете, стоит ли увеличивать количество фестивалей русской культуры? Или того, что сейчас есть, достаточно, и надо работать над их масштабностью?
— Конечно, стоит. Люди чувствуют внутреннюю тягу к фестивалям, вкладываются в них всей душой. Вот на мою точку «Хутор Захара Прилепина» приезжают люди из самых разных регионов страны и передают пластинки с записями поморскими, брянскими, курскими, сибирскими. Это неизведанные, огромные пласты народных песен. Они говорят: «Зовите нас к себе на «Традицию». Это значит, что у них там, где они проживают, ничего подобного не происходит, они не получают достаточного внимания к своей культуре.
И это я сказал только о песнях. А ещё есть народные промыслы, вышивка, кухня, кулинария, литература. И всё это находится на самой дальней периферии нашего сознания. Любого россиянина спроси, и он расскажет про футбол и видеоблогеров. А спросишь его: «А откуда ты родом?» «Ну из Рязани», — ответит он, например. А попросишь спеть что-то рязанское, народное, и я уверяю вас, что 999 из 1000 опрошенных не вспомнят ничего такого.
Это значит, что мы обязаны расширять пространство распространения русской культуры.
— Вы также известны как борец за грамотность населения.
— Нет, просто я действительно не люблю, когда люди используют «смайлики» и другие дегенеративные рожицы. Я считаю, что каждый человек должен уметь излагать свои мысли при помощи слов, а не знаковой системы.
— А насколько подобные фестивали повышают уважение к русскому языку у людей?
— Любой контакт с образованными людьми, с писателями и литераторами сам по себе становится залогом того, что человек начинает расширять собственный словарный запас. Он получает знания о большем количестве представлений, эмоций, жестов. Это делает каждого человека глубже и умнее.
— Недавно вышел ваш новый роман «Некоторые не попадут в ад». О чём он? На какую целевую аудиторию рассчитан?
— Никакие книги не рассчитаны на какую-то определённую целевую аудиторию. Кроме детских книг, конечно. Но даже Пушкин свои сказки абсолютно точно сочинял для взрослых. Я написал роман о войне в Донбассе, чтобы почтить память моего товарища, Александра Владимировича Захарченко, главы ДНР.
Она предназначается всем, кому это дорого и важно. Для того, чтобы не множились домыслы по поводу всех тех событий, которые там происходят. Потому что на телевидении говорят много всего. И не то, чтобы правды не говорят, просто не все знают ту внутреннюю мотивационную подоплёку, о которой можно уже начать говорить. Потому что осмысление исторического события у населения происходит только тогда, когда об этом начинают сочинять песни и писать книги.
Вот даже взять в пример Гражданскую войну. И в памяти простых людей это не свод документов и перечень дат, а романы «Тихий Дон», «Чапаев» и многие другие. Через персонажей, через героев и ощущение времени происходит осмысление.
— А ваша передача «Захар Прилепин. Уроки русского» в каком направлении теперь будет развиваться?
— Будет продолжать выходить. Через несколько дней мы начинаем съёмку новых выпусков. Ничего в ней не поменяется, мы продолжим обсуждать темы, которые близки и понятны серьёзным гражданам России. У программы высокие рейтинги, и я вижу, что людям интересно понять и осознать ту точку развития языка, в которой мы находимся. А для этого нужно постоянно оглядываться назад. На всё, что связано с русской историей, начиная с древних веков и заканчивая программами «Ленин», «Сталин», «Берия». Вплоть до Горбачёва и Ельцина. Люди с огромным интересом всё это смотрят, у этих передач самые высокие рейтинги. Моя программа, конечно, больше о литературе. О Бродском, Платонове, Леонове, Высоцком. И сейчас будут выпуски о Есенине, посвящённые его творчеству. Россия у нас богата, история огромная, история тысячелетняя. Талантов безумное количество, поэтому простор у нас невиданный для работы.
— Как вы считаете, что повлияло на ваш успех как писателя? Талант, жизненный опыт или что-то ещё?
— Всё вместе, я думаю. Ещё красота необычайная.
— А из вышедших книг ваших коллег что больше всего запомнилось?
— «Тайный год», роман Михаила Гиголашвили очень любопытный. «Тобол» Алексея Иванова, особенно первый том. Это очень сильный исторический роман. Новый сборник стихов Юрия Кублановского , его последние сочинения за 2005-2019 года. В серии ЖЗЛ с огромным удовольствием читаю биографию Шукшина авторства Алексея Варламова. Одновременно я читаю по пятьдесят книг и сейчас назвал пять самых достойных внимания.