— Захар, Вы, как вдохновитель семейного Фестиваля «Русское лето» позиционируете его как праздник русской традиции, мероприятие для популяризации традиционных ценностей. Поясните, что вы понимаете под «традицией» и «ценностями»? Откуда они? Условно говоря, из 1913-го года? Из 1973-го? Из 2014-го? И вообще эволюционируют ли «традиция» и «ценности»? Мы к чему-то возвращаемся или что-то создаем?
— Они из 1013-го, 1513-го, 1913-го. Знаете, у славян в — как мы это называем — «древности» (они-то себя «древностью» не считали) не было понятия «прогресс». В отличие от Европы — где оно было.
А на Руси было понятие иное — «быть как передние князи». Быть как первые князья. Нести в себе то же ощущение мужества и готовности к вызовам. Собирать Русь, любить это пространство. А если так — зачем нам эволюционировать?
Мы никуда не возвращаемся — и никуда не торопимся. Мы просто живём и слышим.
— Воронеж станет первым городом, где Вы, в рамках «Русского лета» представите свою книгу о Сергее Есенине. Что нового, работая над книгой, Вы открыли для себя и что собираетесь открыть для своих читателей? В частности таких своих книг, как «Некоторые не попадут в ад».
— Я написал тысячу страниц — это самая большая книга в истории ЖЗЛ — моя книга о Есенине. А вы спрашиваете «что нового?».
Это, знаете, как если бы у вас ребёнок родился, а я вас спросил: «И что нового вы хотите показать своим ребёнком?» Вы что ответили бы мне?
…Вот и я вам то же самое.
— «Русское лето» подарит немало интересного воронежским детям. Поблагодарив Вас заранее от их имени, спросим: что для Вас — детство? Узнаете ли Вы хоть иногда в писателе Захаре Прилепина того самого Женю из своего детства?
— Не узнаю Женю, потому что Женя — это я и есть. Я его ношу в себе.
— Захар, пройдет время, и Ваш повзрослевший внук спросит Вас о войне. Что Вы ему расскажете?
— Скажу: иди послужи, и сам всё узнаешь.
— В программе «Русского лета» заявлена одна из самых оригинальных (если не сказать «самая»!) группа русского рока «Калинов мост», ушедшая в своё время с большой сцены «назад в подвалы». Их приглашение на Фестиваль — попытка возвратить народу подзабытые под напором попсы традиционные ценности — эти уникальные тексты Ревякина, эту энергетику, этот сибирский характер?
— Ревякин — солнечный, небывалый, удивительный. И он не в «подвалах», конечно. Он — воссиянный. Мы просто подкатили это солнышко к Воронежу.
…А про попсу я ничего не знаю. С 1985 года я пережил сто волн попсы.
А «Калинов мост» как был, так и есть.