Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Р.Гамзатов

Трудно сказать, в какой момент на наше решение может повлиять то или иное событие, но определенные вехи всё-таки выставить можно. Могу сказать точно, что на создание мемориального комплекса в Парке Победы в городе Саратове прямое влияние оказало открытие памятника Т-34.

История открытия памятника Т-34

Идея осуществить такой проект существовала давно. Наш город во время Великой Отечественной войны имел самое прямое отношение к танку Т-34. На ул. Садовой было известное на всю страну танковое училище. С началом войны оно было перебазировано, и в тех корпусах, которые сейчас принадлежат заводу «Корпус», начался ремонт танков.

Уже в годы перестройки и позднее ветераны неоднократно обращались к руководству города и области с просьбой переименовать улицу Садовую в улицу Танкистов. Нам захотелось эту идею поддержать не только простым переименованием, но и установкой памятника легендарному танку времён Второй Мировой войны — Т-34. Мне это было особенно дорого и важно, поскольку на танке Т-34 мой отец закончил войну.

Огромную помощь в подготовке и реализации этого проекта сыграли два человека, о которых мне бы хотелось сказать несколько слов отдельно: генерал-майор Виктор Анатольевич Никулин (1950-2004), который в 1999 году был военным комиссаром Саратовской области (награжден двумя орденами «Красная звезда», афганским орденом «Звезда» третьей степени, орденом «За военные заслуги», шестью медалями, последний командир 70-й ОМСБР, Кандагар), а также глава администрации Кировского района Александр Александрович Сундеев. Виктор Анатольевич нашёл сам танк Т-34, который и был установлен на теперь уже улице Танкистов, а Александр Александрович фактически осуществил все подготовительные работы.

Танк этот имеет свою историю. Он вернулся в нашу страну из Восточной Германии после вывода войск вместе с танковым батальоном 81-го гвардейского мотострелкового полка в Эберсвальде. Вместе с военной частью танк переехал в посёлок Рощинский Самарской области. Отреставрированный танк был торжественно установлен 19 ноября 1998 года, в День ракетных войск. Тогда на открытие памятника были приглашены ветераны Великой Отечественной войны. От них-то и прозвучала впервые идея открытия исторического комплекса на Соколовой горе, основанного именно на военной технике времён Второй мировой войны.

Тогда мне это предложение показалось тем более символичным, что мой отец, Фёдор Кузьмич Аяцков, механиком закончил войну на танке Т-34 в Кенигсберге. Отец неоднократно был ранен и уже в 20 лет награждён орденом Отечественной войны I степени (№ 162).

Орден Отечественной войны (I и II степени) — это самая первая награда, появившаяся в годы Великой Отечественной войны, а также первый советский орден, имевший разделение на степени, был учрежден 20 мая 1942 года. Высшей степенью ордена является I степень. За время войны этим орденом были награждены 1 276 000 человек, в том числе около 350 тысяч — орденом I степени. И то, что в декабре 1942 года мой отец получил этот орден одним из первых, говорит об очень многом.

Тот факт, что он вернулся живым, отвоевав четыре года, было сродни чуду, поскольку в бою машина обычно держалась минут сорок, и первыми сгорали именно механики. Всего он был ранен четыре раза и всю оставшуюся жизнь носил осколки в своём теле. А вот в том, последнем для моего отца бою в апреле 1945 года погиб весь экипаж — башня танка была снесена снарядом «тигра». Отец же вернулся домой живым, женился и вложил в нас, детей, особую силу жизни победителей.

Так в ноябре 1998 года я принял эстафету по созданию уникального мемориального комплекса Парка Победы не только от ветеранов, но, можно сказать, от своего отца и от ещё одного уникального человека — Расула Гамзатова. Журавли из строк его знаменитого стихотворения буквально стали стальными на нашей прекрасной стеле мемориального комплекса «Журавли», поднявшей их в небо на высоту 40 метров, да ещё с самой высокой точки города, с Соколовой горы. Я встречался с этим великим поэтом и человеком несколько раз, в том числе и у него дома в Дагестане, и Расул Гамзатович всегда подчёркивал, насколько дорог ему этот памятник в нашем городе, как особая дань памяти солдатам, отдавшим свои жизни на защите Родины в период Второй Мировой войны.

Единственный такой в мире Парк Победы — наш

Ещё в 1975 году под территорию парка при его создании было выделено 80 гектаров земли, которая после открытия мемориального комплекса «Журавли» буквально ждала своего часа. После открытия памятника Т-34 с ноября 1998 по май 1999 года началась напряжённейшая работа по созданию уникального мемориального комплекса в Парке Победы.

Первые работы по сбору военной техники времён Великой Отечественной войны велись вначале по Саратовской области, затем в Новосибирской, Московской областях, Белоруссии и Украине. Собрали порядка 300 единиц, включая уникальный санитарный поезд 1932 года выпуска, была собрана и вся линейка бронетехники (от Т-18 до Т-80). Такого масштабного сбора бронетехники и реактивных летательных аппаратов по стране не проводилось ни до, ни после открытия мемориального комплекса в Парке Победы.

Через полгода Приказом Правительства Саратовской области от 06.05.1999 года филиал Саратовского областного музея краеведения на Соколовой горе был реорганизован в Саратовский государственный музей боевой славы. И уже 9 мая 1999 года состоялось открытие уникальной экспозиции военной техники и вооружения под открытым небом. Впервые в Парке Победы был зажжён Вечный огонь.

Но прежде чем этот огонь был зажжён, за эти «боевые» по напряжённости месяцы была проделана колоссальная работа. Рабочая группа ежедневно докладывала о ходе этих работ. В самом парке строительные работы не останавливались ни днём, ни ночью, и их бесперебойность обеспечивал Юрий Моисеевич Бугров, заслуженный строитель Российской Федерации, почётный строитель России, учредитель ООО Территориально-монтажный комплекс «Саратовспецмонтаж».

Был построен крытый модуль, куда поместили самолёт Як-1б Бориса Николаевича Ерёмина (заместителя командира 6-й гвардейской истребительной авиадивизии (5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии подполковника; генерал-лейтенанта авиации в отставке, героя Советского Союза.) Борис Николаевич Ерёмин воевал на персонально вручённых ему двух истребителях Як-1 и Як-3, построенных на деньги колхозника Ферапонта Головатого.

В декабре 1942 года самолёт Як-1б, который выпускался серийно с сентября 1940 года на заводе №292 в Саратове, был торжественно передан майору Борису Ерёмину, воевавшему под Сталинградом. На этом самолёте Ерёмин дошёл от Сталинграда до Крыма, одержал не одну победу в воздухе и ни разу не был сбит. После освобождения Севастополя самолёт передан в краеведческий музей города Саратова. На сегодняшний день это единственный сохранившийся до наших дней самолёт-истребитель Як-1б.

На открытие этого модуля в 2000 году прибыл сам Борис Николаевич Ерёмин. Самолет после реставрации выглядел как новенький. Борис Николаевич подошёл к нему и сказал: «Если мой, то в хвосте должна быть дырка от снаряда». Ткнул туда пальцем и сразу же пробил «заглаженное» место. Затем забрался на верх, откинул сдвижную часть фонаря кабины и залез в самолёт…

Примечательна история создания композиции боя под открытым небом, в которой должна была «принимать участие» и бронетехника противника. По моей личной просьбе генерал Б.В. Громов дал распоряжение доставить знаменитый танк «тигр» из г. Кубинка в Одинцовском городском округе Московской области. В своё время на нём испытывали снаряды, следы от которых только усиливали впечатление от воссозданной картины боя.

Однако сохранить для экспозиции этот танк не удалось, и через несколько лет редкий экспонат вернулся в Московскую область. Для восстановления картины боя пришлось искать замену. Нам удалось договориться с псковскими поисковиками и выкупить найденное ими самоходное орудие, переброшенное в годы войны на фронт из Африки, в чём была особая заслуга Александра Николаевича Гатвинского, который в то время занимал пост министра труда и социального развития области.

Наша отдельная гордость — легендарная «Катюша». Такое неофициальное название носит бесствольная система полевой реактивной артиллерии, первоначально — БМ-13. В последствии «Катюшами» стали именовать и послевоенные РСЗО на автомобильных шасси (от ЗИС-5 до «Урала»), все они были найдены и доставлены в Парк победы.

Со дна Волги был поднят и отреставрирован буксирно-десантный катер, который начинает экспозицию военной техники вместе с военно-санитарным поездом. Они обороняли в годы войны наш город и мост через Волгу, который неоднократно подвергался бомбардировкам фашисткой авиацией летом 1942 и 1943 годов как важный стратегический объект, обеспечивающий связь заволжских районов. Теперь же они охраняют рубежи нашей памяти от ещё более страшного врага — забвения.

Особая гордость нашего города (тоже экспонат музейного комплекса) — зенитная ракетная система С-75 (начало выпуска — 1959 г.). Это была первая передвижная система зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника. ЗРК С-75 рассчитывался для поражения целей, летящих со скоростью до 1500 км/ч на высотах от 3 до 20 км. Ракетный комплекс решил серьёзную стратегическую задачу.

Техническое превосходство американских самолетов-разведчиков Lockheed U-2 в 1950-х гг. над всеми другими машинами подобного типа позволило американцам в течение нескольких лет безнаказанно совершать полеты над особо важными объектами на территории СССР, поскольку тот оставался недосягаем ни для истребителей, ни для зенитчиков (высота полета составляла 20-24 км).

Ситуация изменилась 1 мая 1960 года, когда американский самолёт-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом (Francis Powers), нарушил воздушное пространство СССР и был сбит в районе города Свердловска (ныне Екатеринбург) зенитным ракетным комплексом С-75. Наш завод «Тантал» был задействован в производстве этих ракет, а саму ракету делали на авиационном заводе. Позднее эти ракеты применялись во время войны во Вьетнаме, Афганистане и других локальных конфликтах.

Сама жизнь двигала идею по созданию мемориального комплекса вперёд, дополняя и расширяя уже созданную экспозицию. Так, в ноябре 1999 С.К. Шойгу, будучи министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, посетил Парк Победы и выразил пожелание, чтобы там был увековечен и подвиг спасателей, поддержав это начинание поставкой соответствующей техники. Командующий войсками ВДВ Г.И. Шпак также внёс свой вклад, поставив в двухнедельный срок десантную вышку.

В 2000 году работа над экспозициями в Парке победы велась ещё активнее. Помимо пополнения новыми экспонатами военной техники, 9 мая 2000 года в День 55-летия Победы над фашистской Германией был открыт новый экспозиционно-выставочный павильон. В память о саратовцах, погибших и принимавших участие в локальных войнах и конфликтах, на территории мемориального комплекса был открыт монумент «Молчащий колокол» (Работа скульптора С. Щербакова). Слова, высеченные на мраморной плите, потрясают своей простотой и глубиной: «…Застыли слёзы тех, кто плачет на Руси. Умолк и колокол». Равного нашему парку нет не только в нашей стране, но и по всему миру.

С 2004 года в парке есть постоянная выставка «Саратовцы — фронту». За годы своей работы на посту губернатора Саратовской области я не успел решить до конца только две задачи, касающиеся этого паркового комплекса: завершить строительство национальной деревни и закончить работы по основанию зоопарка.

Сражение под Прохоровкой не прекращается

Интересно, как память людская пытается сохранить воспоминания о войне в монументах. А иногда слава о нашей Великой Победе буквально «прорастает», причём, не только в сердцах людей. Сама наша земля не даёт забыть…

На Ершовской опытной станции орошаемого земледелия НИИСХ Юго-Востока в середине 1990-х был выведен новый сорт яровой пшеницы. Один из авторов к.с.-х.н. Козлов Ю.Д. обратился ко мне с интересным предложением — дать название этому сорту. И оно нашлось — «Прохоровка». Сражение под Прохоровкой произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги (Белгородское направление) в полосе Воронежского фронта, в районе станции Прохоровка на территории совхоза Октябрьский (Белгородская область РСФСР). Это сражение считается одним из крупнейших в военной истории с применением бронетанковых сил и происходило между частями германской и советской армий в ходе оборонительной фазы Курской битвы.

С таким «именем» — Прохоровка — в 1999 году и был получен патент на новый сорт. Конкурентоспособность сорта высокая. Из сортов яровой пшеницы последних лет селекции Прохоровка имеет самое широкое районирование, с 1996 г. внесён в Государственный реестр сортов и допущен к использованию во многих регионах России: в республиках Татарстан, Чувашия, в Саратовской, Волгоградской, Оренбургской, Самарской, Белгородской, Орловской, Липецкой и других областях. Только в 2000 г. Ершовская опытная станция продала более 200 тонн семян элиты сорта Прохоровка.

Однако эта память великого подвига нашего народа, ожившая в названии сорта пшеницы, дала буквально новые ростки. Военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» на тот момент относился к молодым начинаниям, поскольку организован в 1995 году. Прохоровское поле как место сражения является третьим ратным полем России после Куликова поля и Бородинского, потому что в районе Прохоровского поля 12 июля 1943 года произошло одно из крупнейших за всю историю танковых сражений.

В том же 1999 году на этом поле как символ особой памяти и нескончаемости жизни была засеяна пшеница «Прохоровка». Я сам управлял трактором, а Евгений Савченко был на сеялке. Помню, как переживали, когда у сеялки не опустились сошники — семя должно было «лечь в постель», на подготовленную почву.

Так на Прохоровском поле взошли зёрна, «носящие» имя этого небольшого посёлка, в память о великом сражении в июне 1943 года, когда с обеих сторон участвовало свыше 1200 единиц танков и самоходных орудий, а мы потеряли почти 1500 человек убитыми и пропавшими без вести.

Практически город-герой

Отдельной уникальной страницей в истории города Саратова и Саратовской области явилось проведение парада Победы тогда же в 2000 году. Подобные парады проводятся только в городах-героях и в г. Москве. Для подготовки парада была необходима директива Министерства обороны и разрешение верховного главнокомандующего — В.В. Путина. Мой звонок застал Владимира Владимировича в самолёте. Отменить существующее правило он не мог, а вот разрешение на проведение парада на день раньше, 8 мая, дал. Требовалась теперь соответствующая «бумага» от министра обороны А.Д. Сергеева. И получена она была только поздно вечером накануне праздника.

Тогда 8 мая 2000 года в нашем городе состоялся первый и, наверное, последний парад Победы в том виде, в каком мы видим его только по телевизору, с участием военной техники. И город принял его всем сердцем. Улица Московская от вокзала до Музейной площади была заполнена людьми. А посмотреть было на что…

Так возникла традиция в городе Саратове проводить парад Победы 8 мая. Эта традиция уникальна также, как и сам мемориальный комплекс, поскольку проводится в городе, которому официально звание города-героя не присвоено. Но, думается, Саратов таковым и является, ведь в годы войны путь по Алтынной горе из Саратова называли «дорогой жизни», потому что только по ней осуществлялось автомобильное сообщение с осажденным Сталинградом.

Дмитрий Аяцков
Аяцков Дмитрий Федорович ( р. 1950) - доктор исторических наук, профессор. В 1996 – 2005 губернатор Саратовской области. Действительный государственный советник РФ 2 класса. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...
comments powered by HyperComments