Политолог и экономист Михаил Делягин прокомментировал отчёт МВД об итогах борьбы с коррупцией за первые восемь месяцев этого года. По словам эксперта, раскрываемость потрясающе высокая, однако две трети должностных лиц, уличённых в коррупционных преступлениях, к ответственности не привлечены. Делягин связывает это с тем, что ещё во времена президентства Дмитрия Медведева попавшимся на взятке чиновникам разрешили откупаться, именно поэтому сейчас такой «бизнес» цветёт и пахнет.
Делягин подчеркнул, что представленные МВД данные — частичные, потому что, кроме полиции, с коррупцией борются еще ФСБ и Следственный комитет.
«То есть в целом картина еще лучше, чем я сейчас буду описывать, со слов официальных лиц из МВД. Выявлено за восемь месяцев 18 400 коррупционных преступлений. Из них 5,5 тысячи – в крупном и особо крупном размере, ну, грубо, несколько миллионов рублей. Расследовано из 18,4 тысячи 15 тысяч, то есть результаты фантастически высокие», — говорит ведущий программы «Мобильный Делягин».
По его словам, судя по данным, раскрываемость потрясающе высокая. Выявлено 3 тысячи должностных лиц – преступников. На 18 400 коррупционных преступлений более трех тысяч – должностные лица, всего-навсего. Одна тысяча из них привлечена к ответственности. То есть две трети должностных лиц, уличённых в коррупционных преступлениях, получается, что к ответственности не привлечены.
«У нас есть для этого способы, когда господин Медведев, еще будучи президентом, разрешил коррупционерам откупаться за выявленные взятки из числа, насколько я могу судить, невыявленных взяток. Всё для человека, всё для блага человека. И МВД расследовало деятельность многих этих людей, для которых старается другая часть нынешнего государства», — говорит Делягин.
Политолог подчёркивает, что выявлено 1800 взяткодателей. Из них 1200 привлечены к уголовной ответственности. По его словам, эта статистика понятна, поскольку если взяткодатель сотрудничает со следствием, то по-хорошему его нужно освобождать от ответственности, как это делается в Италии, к примеру.
«Это один из стандартных механизмов включения самоочищения даже в самых разложившихся коррупционных общественных организмах. Общий ущерб от коррупции, по расследованным делам, составил 102 миллиарда рублей. Из них более четверти, 27 миллиардов рублей, возмещены государству. Вроде бы все замечательно. Вы представьте себе огромную кучу, 27 миллиардов рублей, возмещённых государству. В принципе, если эти деньги, скажем, направить на нормализацию пенсионного возраста жителей Дальнего Востока, как предлагают депутаты Государственной Думы, правда, заранее безнадежно, то это, в принципе, могло бы помочь более чем миллиону гражданам России, более чем миллиону 200 тысячам будущих пенсионеров Дальнего Востока и способствовало бы очень здорово закреплению России на Дальнем Востоке. Но мы знаем, что этого сделано не будет», — говорит Делягин.
Он предполагает, что эти деньги будут просто заморожены в федеральном бюджете вместе с 14,5 триллиона рублей, которые уже заморожены. Но самое главное, по словам политолога, сопоставление — 27 миллиардов рублей возмещённого ущерба и 102 миллиарда выявленного убытка.
«А что мы слышим про масштабы откатов на государственных заказах? Ну, минимум миниморум, который слышал я, это 10%. Но это производило впечатление благотворительности, это производило впечатление, ну, чуть ли не какой-то религиозной деятельности, а не коррупции. Потому что, ну, 10%, ну, странно. Говорят о 30%, говорят о 50%. В науке говорили о 70%, и понятно, почему у нас такая Академия наук, и понятно, почему у нас такие замечательные исследования, по крайней мере, в экономике, по принципу «чего изволите». Потому что нормальные исследования на то, что остаётся, сделать вряд ли возможно, по моему оценочному суждению. Но тем не менее федеральный бюджет, расходы федерального бюджета – более 18 триллионов рублей», — напоминает Делягин.
По его словам, если исходить из того, что потенциально коррупционные заказы – это половина, 9 триллионов, и откат 10%, то следует брать минимум миниморум – 90 миллиардов. В таком случае выходит, что уровень латентности коррупции 8/9.
«Да, хорошо, остальные тоже работают. Допустим, остальные добились вдвое больших успехов, чем МВД. Хорошо, не 8/9. 6/9, то есть 2/3. Господа, коррупция остаётся самым выгодным бизнесом в Российской Федерации. Не потому, что экономическая конъюнктура ухудшается и государство давит все остальные бизнесы. А потому, что этот бизнес цветёт и пахнет. И, судя по официальным отчётам, чувствует себя просто великолепно. Не могу пожелать всем успеха. Но не могу не восхититься нашим государством», — резюмирует политолог.