Однако, здравствуйте!

Аж два французских президента — действующий, Макрон, и бывший, но пытающийся вернуться в политику, Саркози, — практически дуэтом отпевают Европу, которую ждет гибель, если она не возьмется за ум.

«Нам известно, что цивилизации исчезают, как и страны. Европа исчезнет вместе с распадом этой западной эпохи, и мир будет выстраиваться вокруг двух больших полюсов: США и Китая. У нас будет выбор между доминированием двух сил. Мы можем сделать вид, что обо всем забыли. Мы прекрасно умеем это делать. Мы уже очень давно поступаем так по многим вопросам», — сказал Макрон.

«Главный вопрос состоит в упадке Запада, упадке Европы. На протяжении веков Запад был мировым центром, сегодня этот центр переместился на Восток», — отметил Саркози.

Как тонко заметил Макрон, Европа строилась как младший партнер Америки. И это прекрасно уживалось с доброй волей по отношению к ней Соединенных Штатов, которые выступали в роли конечного гаранта системы, основанной на гегемонии западных ценностей. Что делать, если «гарант последней инстанции» хочет соскочить? Да и общих ценностей не разделяет. Ставит, видите ли, свои ценности выше общих. Знаменитое макроновское про «смерть мозга НАТО» — это, в первую очередь, об этом.

«В течение нескольких лет стало очевидно, что в мире снова происходит раскол, что на сцене снова начинает разыгрываться трагедия, что альянсы, которые мы считали нерушимыми, могут быть расторгнуты, что люди могут от нас отвернуться и что в период глобализации гарант последней инстанции мировой торговли может стать протекционистом», — сказал Макрон.

То есть ключевая проблема — как жить без няньки. Вот была добрая нянька, а теперь нянька стала злая, ругается, попрекает куском и грозит раздеть.

Из мультфильма «Алиса в Стране чудес»:

— Так, если возражений нет, начнем скорей обед.

— Рыбный?

— О да, пора, мои друзья, подумать о делах.

Почему-то о судьбе Европы рефлексируют именно французы. Немцам рефлексировать не положено. К тому же они пока еще заняты экономикой. А французам заняться нечем. Остается только рефлексировать. Вот Саркози, кстати, как и Макрон, считает, что спасение Европы в «новых идеях».

«Я думаю, что наши идеи и концепции устарели. Нужно их полностью реформировать. Европа должна найти выход из тупика в меняющемся мире. Граждане должны знать, куда она движется. Нам нужна мечта. Этот застой приводит к тому, что другие становятся идейными вдохновителями. И у древней европейской цивилизации по-прежнему есть мечты и амбиции. И она не хочет умирать», — заявил Саркози.

Как написал в «Твиттере» бывший французский посол в Вашингтоне Жерар Аро, «европейцы — это устрицы, которые не хотят видеть угасание их любимого мира».

Из мультфильма «Алиса в Стране чудес»:

— Но мама-устрица в ответ качала головой:

— Опасно в марте покидать уютный домик свой.

Кстати, об уютном домике. Оба, Саркози и Макрон, говорят о социальном кризисе, ударившем по среднему классу. Так вот, правда в том, что нынешний кризис средний класс уничтожит как класс. Вот когда мы говорим о кризисе либеральной демократии западной, речь идет о гибели среднего класса. Гибели модели искусственно поддерживаемого потребления. Нигде и никогда либеральная демократия невозможна без доминирующего среднего класса. А попытки ее внедрить оборачиваются кошмаром. Что в Ливии, что на Украине. Просто теперь на очереди Европа.

Из мультфильма «Алиса в Стране чудес»:

— Эй, устрицы, малышки.

— Но устрицы молчат.

— Молчат, поскольку на обед их съели всех подряд.

Однако, до свидания!

ИсточникПервый канал
Михаил Леонтьев
Леонтьев Михаил Владимирович (р. 1958) – русский журналист, публицист, создатель медийных проектов, ведущий политико-экономический обозреватель Первого канала. Руководитель телепрограммы «Однако» и одноименного общественно-политического журнала. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...