Консерваторы во главе с Борисом Джонсоном выиграли выборы в Великобритании, причём выиграли достаточно убедительно. Я не буду заниматься анализом разных политических мотивов, как мне кажется, это вообще не очень интересно (за исключением одного момента, о котором я скажу в конце), а вот проектный анализ провести нужно

Я много писал о том, что, как и в 1936 году, когда власть в стране захватил «Западный» глобальный проект, фронтменом которого был Черчилль, британские элиты разделились примерно 50/50. Тогда, впрочем, тенденция была в пользу банкиров, центр их силы были в США, где уже действовала частная (то есть принадлежащая банкирам) Федеральная Резервная Система и Черчилль буквально через четыре года сдал Британскую империю с потрохами.

В этом смысле, кстати, мне совершенно непонятна его популярность среди нынешних англичан, впрочем, возможно всё дело в том, что всю систему образования в этой стране контролировал как раз «Западный» проект, который, естественно, с печёнок объяснял всем детям, что самый «великий» из англичан – это как раз тот человек, который развалил Британскую империю в пользу транснациональных банкиров. Классический пример того, что народ, который теряет свою историю, теряет и своё место в ней.

Впрочем, сейчас как раз идёт противоположный процесс, альтернативные банкирам элитные группы начали вытаскивать Великобританию из-под тисков «Западного» проекта. Для этого был использован механизм выхода из Евросоюза, получивший название «брекзит». На первом этапе всё шло достаточно вяло, поскольку просто выйти нельзя, нужно, с одной стороны, обеспечить, чтобы плата за это была не слишком велика, а, во-вторых, всё-таки, обеспечить какие-никакие внешние рынки (я уж не говорю про собственную валютную зону).

Про переговоры с ЕС не писал только ленивый (я – не писал!), про собственную зону тут говорилось много, и про проект объединения под Лондоном арабских стран, и про Макрона, как засланного для разрушения ЕС казачка. Проект с арабами порушил Трамп (для его успеха нужно было ликвидировать Израиль, что отлично прошло бы, если президентом США стала Клинтон, в нынешней ситуации это значительно сложнее), проект раскола ЕС – Макрон, который оказался много слабее, чем надо, Впрочем, в том цейтноте,  котором его вытаскивали уже трудно было контролировать процесс.

Что же показали результаты выборов? А очень простую вещь: что популярность «Западного» проекта в Великобритании сильно упала. Настолько сильно, что уже даже не очень понятно, сможет ли он вернуться через несколько лет. Народу он стал нравиться сильно меньше. Почему – это вопрос отдельный, не настолько я знаком с психологией англичан. Возможно, сыграл свою роль пример США с Трампом, возможно, либералы перегнули палку, в частности, это показали разные истории с Литвиненко, Скрипалями и пр., и др. Столь демонстративно дурить свой народ – это, всё-таки, некоторый перебор, в норме такое ещё проходит, а в ситуации острой политической конкуренции могло и сыграть свою роль. Впрочем, я думаю, что большую часть тех факторов, которые тут сыграли, мы вообще не знаем и не понимаем, поскольку внутренняя жизнь чужого государства – дело сложное.

Что с этой ситуацией теперь будет делать Джонсон, мне не очень понятно. Экономически, Британия не выживает самостоятельно. Рынки ЕС она потеряет точно, и что ей остаётся? Тут нужно вернуться к ещё одному обстоятельству, успеху Шотландской национальной партии, которая набрала почти 50 мандатов. Поскольку Шотландия традиционно тяготеет к Франции, можно смело сказать, что вопрос о выходе Шотландии теперь встанет на повестку дня (как я и писал в самом начале процесса выход Британии из ЕС) и, скорее всего, Великобритания снова превратится в просто Британию. Особенно с учётом того, что восстановить границу между Северной Ирландией и Ирландией ЕС точно не даст.

Так что остаётся всего два варианта.

Первый – всё-таки продавливать Израиль. Если там Нетаньяху потеряет власть, то вероятность ликвидации этой страны резко вырастет. Но вот хватит ли у ослабевшего Лондона сил на то, чтобы объединить арабские страны – уже большой вопрос. Тем более, что главный европейский финансовый центр стремительно перемещается в Берлин.

Второй – плюнуть на всё и попроситься 51-ым штатом в США. Ну, или, с учётом Пуэрто-Рико, 52. Тут есть свои проблемы – уж больно большое население в Англии, США могут попросить разбиться на несколько штатов. Тогда картина получается совсем мрачная, Англии придётся навсегда покинуть историческую сцену. Ну, точнее, некие шансы остаются, но совсем уж призрачные.

Но даже в случае сохранения целостности, в составе США о самостоятельной политике говорить вообще не приходится.

Теоретически, могут быть и другие варианты. Я их придумать пока не могу, но, может быть, читатели этого текста помогут? Всё моё понимание экономических и элитных закономерностей говорит о том, что нынешняя схватка разных проектных элит разнесёт Британию в клочья, но я ведь могу и ошибаться? Какие будут соображения на этот счёт?

ИсточникХазин.ру
Михаил Хазин
Михаил Леонидович Хазин (род. 1962) — российский экономист, публицист, теле- и радиоведущий. Президент компании экспертного консультирования «Неокон». В 1997-98 гг. замначальника экономического управления Президента РФ.