С начала 2020 года ФРС влила в американскую экономику 99 млрд. долл., что более чем втрое превышает средние темпы эмиссии за сентябрь-декабрь 2019 года.

Программа количественного смягчения (Quantitative easing, QE), запущенная после финансового кризиса 2008-2009 года, официально была прекращена Федрезервом ещё летом 2014 года, и с тех пор эмиссионный центр Соединённых Штатов в целом «держал» баланс за счёт «выдаивания» крупных банков, которые в течение пяти лет скупали ценные бумаги казначейства США, но их резервы, в конце концов, истощились, показатель банковского мультипликатора упал в четыре раза, иностранные инвесторы начали выходить из «трежерис» и «бондов», ставки межбанковских кредитов уже в сентябре 2019 года резко выросли, и поэтому пришлось снова запускать печатный станок, чтобы не началась «цепная реакция» кризиса ликвидности.

Нет никаких сомнений в том, что нынешняя политика ФРС, со снижением учётной ставки, направлена в поддержку действующего президента США, но подвох заключается в том, что в результате усиливается контроль над фондовым рынком со стороны либеральных финансистов-противников Трампа, которые получают возможность «управляемого сноса» этих рынков в нужный момент предвыборной кампании. И, скорее всего, воспользуются этой опцией за месяц-два до голосования 3 ноября. Не исключено, что уже в начале осени мы станем свидетелями «цветной революции» в самой Америке и штурма Белого дома многотысячными толпами протестующих, и вероятность этого достаточно высока. Разумеется, такое развитие событий уже к концу 2020 года приведёт к срыву в глобальную депрессию и краху всей «империи доллара» с распадом нынешней экономики на различные валютные зоны с фундаментальным переделом прав собственности.

Россия пока находится в зоне относительной финансовой стабильности, которую можно назвать «глазом циклона»: обменный курс рубля и золотовалютные резервы нашей страны продолжают расти. Во многом этому способствуют относительно высокие мировые цены на энергоносители, превышающие 60 долл. за баррель Urals, что обеспечивает мощный приток «нефтедолларов», и сверхжёсткая денежная политика Банка России с ключевой ставкой, составляющей сейчас, после ряда последовательных снижений, 6,25% годовых, что почти в четыре раза выше учётной ставки ФРС (1,5-1,75%). В результате Россия сегодня остаётся едва ли не единственной страной мира с гарантированным доходом по всем финансовым инструментам, что резко повысило спрос на рубли и, соответственно, привело к повышению курса национальной валюты. Всё это тормозит экономический рост, разгоняет внутренние цены и сокращает реальные доходы населения, которые, к тому же, распределяются весьма неравномерно. Количество долларовых миллионеров в России к 1 июля 2019 года составило 246 тысяч человек, или на 74 тысячи, в 1,43 раза больше, чем на ту же дату 2018 года. Добавим сюда гигантскую сумму остатков средств федерального бюджета, которая преодолела отметку в 13 трлн. рублей, или более чем 200 млрд. долл., — и мы поймём, насколько далека от понимания задач развития национальной экономики нынешняя российская «властная вертикаль».

То, что делает сегодня Федрезерв, является «лошадиными дозами» допинга для американской экономики, поддерживая временную видимость процветания при фактической остановке её сердца — реального производственного сектора. У России же — совершенно противоположная ситуация, и ослабление на горле отечественного производителя и потребителя кредитной удавки может дать ощутимый положительный эффект, но правительство и Центробанк РФ продолжают гнуть жёсткую либерал-монетаристскую линию, создавая все условия для «бегства капиталов» из российской экономики за рубеж.

ИсточникЗавтра
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...