Существующая конституция 1993 года не только начисто лишила наш народ образа будущего, но и прервала вековечную российскую традицию. Эта конституция не предполагает традиционные для России форму власти и державный суверенитет. В ней нет ориентира на традиционные отеческие ценности и развитие культуры на основе этих ценностей. Эта конституция являет собой документ отречения от всего своего, традиционного, родного, национального, смысложизненного, сакрального. Более того, она в упор не видит русских в своём государстве (или уже оно не своё?) и направлена на вялотекущее их уничтожение через навязанные Западом либеральные установки во всех сферах общественной жизни. Существующая конституция, – это смертный приговор российскому государству. И если всё-таки выбирать жизнь, а не смерть, то нужно менять многие статьи пресловутой конституции. Чем сейчас и пытается заняться Кремль, раздираемый внутренними противоречиями между интересами олигархических кланов и обворованного народа.

Революционных изменений по идеологической части в новой редакции конституции от либерального правящего класса ждать наивно. Но вполне реально можно рассчитывать на сам прецедент изменений. Зря, что ли, народная мудрость гласит: «лиха беда – начало». В этих запланированных властью начальных (скорее всего – косметических и робких) изменениях 2020 г. в конституцию 1993 г. уже сейчас вполне может вписаться замечательное и относительно нейтральное для самых широких слоёв населения слово «традиция».

Традиция – это ключевые ценности, передаваемые из поколения в поколение в качестве стратегии выживания индивида и общества. Под традицией, в первую очередь, имеется в виду возврат к собственным культурным, этническим и духовным корням и ценностям, а также уважительное, бережное отношение ко всем народам и к их культурам. Отеческая традиция несовместима с иностранным влиянием индивидуализма, рационализма и безнравственности. Речь идёт о возрождении возвышающих духовных и нравственных идеалов наших народов.

Традиция скрепляет общество в единый вневременной монолит (т.е. в минувшем, настоящем и будущем времени).

Наша многовековая традиция государственного устройства ­–  это цивилизационная (т.е. не варварская, не колониальная) империя. В. Ленин в 1922 году создал на руинах Российской империи федеративное государство (СССР) с правом выхода из него субъектов федерации (заметим, субъектов с весьма спорными республиканскими границами). В. Путин справедливо назвал такое ленинское государственное строительство «миной замедленного действия». И. Сталин подправил Ленина, при нём СССР лишь по форме оставался федерацией, а по сути обладал многими признаками империи, «красной», но империи. Имперскую традицию прервал лишь М. Горбачёв, подготовив условия для взрыва упомянутой «мины замедленного действия». Эту «мину» и подорвал Б. Ельцин, осуществивший федеративное расчленение некогда великой сверхдержавы. Заметим, что национальные и религиозные проблемы сосуществования всех народов бывшего СССР могут быть решены только в случае их возвращения в лоно единого и неделимого государства имперского типа.

Наша традиция государственного правления ­– это монархия. Монархия в России – это условие её могущества и расцвета; это Самодержавие как особое, исторически сложившееся явление – отражение «коллективного бессознательного» русского народа и его сакральных смыслов. Монархия легитимна в России и с юридической, и с точки зрения «правовой воли народа». Эта традиция в своих основах также была восстановлена И. Сталиным («красным монархом»). Монархия формируется в России, поднимается как «Ванька-встанька», всякий раз в момент чрезвычайной опасности. В. Путин, к счастью для России, имеет многие монархические признаки. Он ведь не случайно заметил, что двоевластие в России недопустимо. Допустимо, получается, единовластие, а это и есть главный монархический признак.

Наша духовная традиция – это православие. Православие объединило разрозненные и враждующие русские княжества в единое имперское государство ромейской (т.н. «византийской») традиции. Православие установило на века традицию России удерживать мировое зло (мировое беззаконие), которое в настоящее время олицетворяет империя англосаксов. Опыт Российской империи убедительно подтвердил полную и благотворную совместимость многовекового сосуществования православных, мусульман, верующих иных традиционных конфессий и неверующих.

Отечественные традиции (в том числе коллективизм, патриотизм, соборность, артельность, семейственность, веротерпимость, госрегулирование, госмонополизм, местное самоуправление и др.) во всех областях общественной жизни оставляют нам шансы на восстановление великого государства и благополучие всех населяющих его народов.

Традиция – это важнейшее, что у нас осталось (кроме армии и флота) для строительства суверенного государства и достойной жизни его граждан.

Традиция – это наше всё. В этом кодовом слове «упакованы» все наши цивилизационные смыслы. В нём на века предопределён стратегический курс корабля под именем «Россия».

Таким образом, чем больше в конституции 2020 г. будет упоминаться слово «традиция» и все её производные (традиционн-ый, -ая, -ое, -ые), – тем будет лучше для российского государства и всех его населяющих народов. Выбор между традицией и антитрадицией, выбор между восстановлением отечественной традиции и её разрушением (по задумке Запада) – это выбор между «быть или не быть». Это выбор между «кануть в небытие» или вернуться в мир геополитики, причём вернуться суверенной сверхдержавой со стратегическим государственным масштабом мышления.

Фёдор Папаяни
Папаяни Фёдор Алексеевич (р. 1955) — учёный, публицист и общественный деятель. С 2016 г. эксперт Изборского клуба, сопредседатель Изборского клуба Новороссии и академик Международной славянской академии (МСА). Член Русского собрания. С 2022 г. постоянный член Изборского клуба. Подробнее...