— Российско-японские переговоры о заключении мирного договора перешли в новую фазу. Об этом сообщил министр иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги по итогам состоявшейся в Мюнхене встречи со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. «И сейчас по основным положениям дискуссии мы не противостоим друг другу и вместо этого перешли к позитивному обсуждению», — заявил он.
— Японцы ошарашены тем, что в ходе обсуждения поправок в Конституцию РФ уже практически одобрена идея неприемлемости передачи территорий без национального референдума. Это было для них неожиданно. Японии всегда требуется время, чтобы выработать реакцию на новые ситуации, и сейчас они будут анализировать новую обстановку, возникшую после одобрения Путиным этой идеи. И сейчас будет решаться вопрос о том, поедет ли премьер-министр Японии Синдзо Абэ 9 мая в Москву на мероприятия, связанные с 75-летием Победы и какие-то другие шаги.
Я придерживаюсь той точки зрения, что для Абэ, для японского истеблишмента российско-японские отношения, контакты между Абэ и Путиным важны не с точки зрения отсутствующей перспективы решения территориального вопроса, а расширения полномочий Японии в рамках американо-японского союза. Япония старается проводить самостоятельную политику и в отношении России, и Китая. Это очень непросто и приходится зачитывать все традиционные мантры, в том числе о заключении мирного договора, передаче островов. Думаю, что японцы обдумывают новую ситуацию.
— Почему постоянно говорят о декларации 1956 года, но редко вспоминают целый ряд других документов — Соглашение Ялтинской конференции, Сан-Франциский договор, американо-японский договор 1960 года и отказ СССР от декларации 1956?
— Еще с советских времен было стремление не захлопнуть дверь, оставить ее чуть приоткрытой. На самом деле, надо было еще в советские времена сказать, что вопрос закрыт и давайте не отравлять отношения этими историческими документами, секретными параграфами.
Япония проиграла воду и потеряла территории. Россия в русско-японскую войну потеряла территории. Надо ли снова возвращаться к этому вопросу и пытаться вернуть острова? Новую войну надо? Я считаю, что никакой войны не надо. Япония должна признать, что она проиграла войну, потеряла территории, которые названы и в Ялтинских документах, и Сан-Францисских. И кстати, Япония потеряла ведь много других территорий, в том числе американцы получили контроль, например, над японскими островами в Тихом океане — Микронезия, так называемая. Может тогда и Микронезию отдать Японии?
Это ящик Пандоры. Со Второй мировой войны, именно по результатам Сан-Францисского договора, много «растяжек и мин замедленного действия» заложено. И они время от времени «взрываются». Это и острова Южно-Китайского моря, Острова Сенкаку и Курилы. Надо исходить из реальности, из того, что никто не собирается воевать.
Не только у Японии есть претензии ко всем соседним странам — России, Южной Корее, Китаю. Но и у этих стран есть претензии к Японии — те же острова Сенкаку. Даже Окинава, который в Китае некоторые считают отторгнутыми территориями. У корейцев это острова Токто, на которые японцы претендуют, хотя они и находятся под корейским суверенитетом.
Мы тоже могли бы вспомнить, что планировалось Японию планировалось после Второй мировой войны разделить также как и Германию, и что в нашу зону оккупации входил, например, остров Хоккайдо целиком.
В истории хорошо копаться профессорам, студентам и журналистам, а в политике лучше быть реалистами.