В конце 2011 г. Владимир Путин проводил совещание электроэнергетики в Хакасии. И резко наехал на «Русгидро» и «Русал» за «не там, где надо, регистрацию». Те показательно затрепетали, и в госновостях появились ролики, как стройными рядами энергетики и алюминщики уходят с Виргинских островов. Правда, после американских санкций в отношении Дерипаски выяснилось, что никто никуда не ушёл. Но Дерипаска – он частник, но вот склонность госкомпаний к созданию импортных «дочек-внучек» наводит на скверные мысли.
Добыча главных источников нашего благосостояния – нефти и газа – управляется в основном из офшоров. Более 65% акций нефтедобывающих компаний и более 55% компаний по добыче газа принадлежат иностранным акционерам. Около 100% угля, железной руды, меди, золота, никеля, металлов платиновой группы, серебра, кобальта, бокситов, молибдена, магнезита добывают на нашей территории иностранные, т.е. находящиеся в иностранной юрисдикции компании, – приводит конкретные примеры Михаил Абрамов.
— Сколько теряет государство на офшорных схемах, подсчитать, наверное, невозможно.
— Если говорить только о финансовых ресурсах, уплывающих за рубеж, то они: первое – в основном нажиты преступным путём в результате внешнеторговой деятельности. По утверждению аналитиков, 83% поступающих в офшоры средств – махинации при таможенном декларировании капиталов, контрабанда и демпинг, занижение экспортных цен и завышение импортных. Второе – они ошеломительны. В 2008 году ушло 3 триллиона 332 миллиарда рублей. Это 47% всех расходов федерального бюджета в том году. В 2018 году – 22,7%. Всего за 11 лет отток капитала из России составил 739,7 миллиарда долларов, или 28,4 триллиона рублей по среднегодовому курсу за каждый год. Есть основания предполагать, что легальный отток капитала составляет лишь меньшую часть того, что вывозится из России. И, как правило, в офшоры.
— Василий Михайлович, сколько всё-таки уходит и приходит денег в страну?
— Общее сальдо оттока капитала из России (вывоз минус ввоз) за 1999–2019 годы, только по данным ЦБ, превысило 800 миллиардов долларов США (по другим оценкам – 1,6–1,8 триллиона долларов США). Лишь в 2006–2007 годах (ипотечный кризис в США) ввоз капиталов в Россию превысил вывоз (сальдо) на 131,5 миллиарда долларов США. При этом за весь период объём сальдо учтённых прямых инвестиций в общем оттоке капитала из России составлял 44,5–50,0% и был меньше неучтённых инвестиций, незаконно вывезенных в офшоры и другие иностранные юрисдикции из России. Что касается прямых иностранных инвестиций в Россию, то их максимальный уровень (69,2 миллиарда долларов США, который был зафиксирован в 2013 году) после введения санкций упал в разы и, за исключением отмеченного выше мнимого рекорда 2019 года, не превышает здесь с 2015 года 6–7 миллиардов долларов США в год. При этом в своей подавляющей части собственно иностранными эти инвестиции как таковые не являются, а представляют собою всего лишь возврат под их прикрытием ранее вывезенного из России криминального капитала, правдами и неправдами нажитого в России.
— Сколько всего офшоров у России?
— По данным внешней статистики, в 45 разных странах и юрисдикциях выявлено свыше 40 тысяч, в том числе с участием физических лиц – 25 тысяч. По оценочным данным (требуется специальное расследование сети подставных юридических и физлиц и сети конечных бенефициаров) – свыше 150 тысяч в 110 разных офшорных юрисдикциях.
В России из них учтено 2,5 тысячи. По данным Шохина, из них за три года воспользовались налоговой амнистией 150–170 компаний, которые репатриировали всего от 4 до 40 миллионов долларов. Иностранными службами на офшорных счетах российских учредителей в пересчёте из разных валют учтено около 230 миллиардов долларов США (данные МВФ). И не учтено по крайней мере ещё столько же. Статистика МВФ далека от совершенства. Доступ к данным и счетам подставных компаний и потокам преступных доходов и грязных денег ей не по зубам.