Хочу предложить на минуту задуматься тем глупцам (не говорю о троллях, которые всё время размножаются на этих страницах и в интернете вообще), которые каждый раз, сталкиваясь с любым расследованием, убегают прочь с воплями: заговор! заговор!! заговор!!! Они ревниво стерегут свою спокойную несчастную повседневность, полную уверенности и презрения к настоящей реальности. Я, конечно, не имею претензии убедить их. Глупцы непобедимы, неуязвимы. Согласно определению достопамятного профессора Чиполлы /Чиполла Карло Манлио — итальянский историк экономики, автор работы «Основные законы человеческой глупости» — прим пер./, они опаснее, чем преступник, или взломщик, или головорез. Только глупцам удаётся делать зло и другим, и самим себе. Поэтому ущерб от их действий нельзя предотвратить. Нелегко защититься от того, кто, делая зло ближнему, делает зло также и себе. Можно защититься, например, от вора, потому что ты знаешь, какова его цель — вытащить твой бумажник. Но действий глупца ты не можешь предвидеть, потому что они не имеют никакого смысла. И это доказывается тем фактом, что они могут вредить окружающим, но в то же время вредят и самим себе. Вот почему глупца вполне можно включить в категорию страдающих стокгольмским синдромом, т.е. тех, кто обожает своего тюремщика и, вероятно, своего мучителя, если не прямо своего убийцу. Мир полон таких людей. Полон, к примеру, людей, которые голосуют против своих собственных интересов.
Но я замечаю, что отвлёкся. Возвращаюсь к делу. Я говорю о тех, у кого с уст не сходит выражение «теория заговора». И они твёрдо уверены, что в мире не существует заговоров. Они, если можно так сказать, думают, будто всё, что им говорят, простая истина. И что тот, кто каждый день их обкрадывает, будет говорить им правду. И что Власть имеет своей высшей целью рассказывать всем о тех кознях, которые строит. Более того. Они думают, что дурных поступков вовсе не существует, т.е. что мы живём в лучшем из возможных миров. И даже — что это единственный мир, который в то же время и лучший…
Но я снова отвлёкся, прошу прощения. На самом деле я хотел сказать, что те, кто кричит «заговор!» в Италии, глупее всех остальных глупцов. Потому что, т.к. они итальянцы, «заговор» был у них перед глазами. И потому, если они его не видели, это значит, что они особенно глупы. Что я имею в виду? «Дело Моро». Прошло 42 года после убийства Моро и пятерых человек из его охраны. А мы ещё не знаем правды (не знаем её всей). И у них, глупцов, не возникает никакого подозрения? Не возникает. Поэтому я верю Джованни Фазанелле, который в своей книге «Загадка Моро» напоминает, как все расследования, предпринимавшиеся, чтобы установить истину, включая последнее — расследование парламентской комиссии под председательством Джузеппе Фьорони, — превращались в операции «по установлению границ — что можно и чего нельзя говорить в этой стране». Это был не заговор? Глупцы этого не понимают (и тем самым 42 года вредят в том числе самим себе). Фазанелла настаивает: то, что мы знаем (т.е. думаем, что знаем), было «удобной правдой, плодом «сложного сговора» с участием экс-террористов, судебных чиновников, тайных агентов, государственных институтов». Не было заговора? Нет, потому что это были мириады заговоров, начавшихся с убийства Моро и продолжавшихся в виде бесконечных, вполне удавшихся попыток помешать всем расследованиям, старавшимся выяснить, кто его похитил и убил. И главное — зачем.
Одним словом, были вещи, которые нельзя было говорить. И даже сейчас нельзя говорить. Это не заговор? Глупцы его совсем не видят. И к числу глупцов, даже к числу идиотов (полезных) надо отнести членов «Красных бригад», которых Фазанелла определил как «убеждённых в том, что исключительно они были двигателем событий», которые «важнее их самих». Т.е. того, что стало «делом Моро». Рискуя окончательно взбесить всех глупцов, процитирую вывод из рассуждений Фазанелы: «Убийство Моро было самым настоящим актом войны против Италии, совершённым в том числе дружественными государствами и союзниками, атакой на суверенитет страны и на её политические свободы, осуществлённой ради иностранных интересов при соучастии внутренней пятой колонны». Ужас! Заговор!