Что содержится в запечатанном сургучной печатью конверте Генштаба, который нужно вскрыть командирам наших военных судов в Средиземном и Чёрном морях на случай закрытия пролива Босфор и открытой войны с Турцией? И не пора ли внести ясность в поведение белорусского президента А. Лукашенко, который проводит военные учения с британскими морпехами на границе с Россией? И главное: почему председатель ЦИК Элла Памфилова сравнила путинские поправки в Конституцию с комплексным обедом, в котором кому-то достанется винегрет, а кому-то свиной хрящик или борщ. В причинах мировой истерики и задумчивости наших чиновников главному редактору «АН» Андрею УГЛАНОВУ поможет разобраться генерал-полковник, экс-начальник Главного управления Министерства обороны по военному сотрудничеству Леонид Григорьевич ИВАШОВ.

– Леонид Григорьевич, в мире нарастают нервозность, истерика, даже истерия. Поневоле приходится думать: а что делать, куда бежать, кому жаловаться, нужно ли уже соль и спички покупать?

– В истории человечества мы подошли впервые к такому разветвлённому масштабному кризису, которого не было никогда. Техносфера и биосфера оказались в конфликтном состоянии, а всё остальное уже следствие. Смысл жизни, предназначение человека кардинально поменялись. Сегодня общая для всех религия – и это тоже самое опасное – это деньги и богатство.

Что касается коронавируса. Когда я руководил международными делами в Минобороны, в моём распоряжении были лучшие военные химики и биологи. Когда что-то возникало, мой подчинённый, полковник, доктор наук, немедленно определял, является ли это применением «боевого инфекционного вируса», писал его формулу и лабораторию, где он изготовлен.

– То есть сейчас специалисты знают, откуда этот вирус появился?

– Конечно, знают.

– А как вы предполагаете, откуда?

– Я не предполагаю, у нас в Академии геополитических проблем есть специалист с мировым именем. Она борется против ГМО, доктор биологических наук Ирина Владимировна Ермакова. Сегодня осталось три страны, которые занимаются подобного рода оружием, – Китай, США, Израиль. (Подробности о том, кто создал коронавирус COVID-19, читайте на стр. 4. – Прим. «АН».) Мы уже практически не занимаемся. Но когда-то и мы в Советском Союзе в порядке ответа разрабатывали биологическое оружие.

– То есть у китайцев вырвался вирус?

– Когда создают какую-то заразу, будь то химическое или биологическое оружие, его не примут на вооружение, пока не сделают противоядие. Поэтому противоядие однозначно есть, если эпидемия носит искусственный характер.

– У нас есть военные медики? У них уже есть какие-то решения?

– Военная медицина, несмотря на все, особенно сердюковские, «реформы», – сохранила и свою школу, и опытно-экспериментальную базу. Сохранила специалистов и продолжает их готовить. Та же Военно-медицинская академия в Санкт-Петербурге – достаточно мощное научное и лечебное учреждение. Решения есть.

– Недавно президент Турции Эрдоган был в Москве. Что происходит в Сирии?

– В Сирию Россия вошла, и правильно сделала. Но последующие действия, я говорю как военный человек, размывали каждый успех наших Военно-космических сил и Сил специальных операций. Это примерно то, что происходит у нас в стране. Президент что-то говорит, что-то рекомендует, а правительство, министры не исполняют или исполняют наоборот. Представьте, спланирована очередная операция, и в это время ночью Керри звонит Лаврову, и утром операцию отменяют.

– Керри – это бывший госсекретарь США.

– Да. Подготовили операцию, окружили террористов и подготовили их уничтожение. А утром приказ «остановить операцию». Боевики перегруппировываются, им доставляют оружие, и операция сирийских войск при поддержке наших войск гаснет.

– То есть вы хотите сказать, что и сегодня звонят нашему министру обороны или министру иностранных дел?

– А кто позволил туркам войти в Идлиб, на север Сирии? Именно мы размыли эту позицию, мы нарушили принцип суверенитета. Стоят там новейшие комплексы, но по израильским беспилотникам не стрелять, по американским не стрелять, сейчас и по турецким не стрелять. Зачем мы там? Кто это делает? Это не военные. Военным задачу поставили – закрыть воздушное пространство от иностранных летательных аппаратов. Мы же её и размыли. Что такое совместное патрулирование? Давайте будем где-нибудь под Стамбулом совместно патрулировать. Зачем? А сейчас из команды Эрдогана нам угрожают закрыть проливы Босфор и Дарданеллы.

– ОНИ реально могут закрыть проливы? Идёт наш военный корабль, вооружённый крылатыми ракетами, они его будут останавливать?

– Есть Конвенция Монтрё 1936 года. Она запрещает пропускать в Чёрное море лишь корабли определённого тоннажа и на известный срок. Турки не имеют права трактовать это по-своему.

– Предположим, перекроют турки проливы какой-нибудь баржей, и дальше что? Мы будем репу чесать? Есть секретный конверт, запечатанный сургучом, на котором написано: «Открыть в момент запрета прохода военных кораблей». Вскрываем папку, и что в ней может быть?

– Безусловно, есть. Я не знаю, в каком виде, но в Академии Фрунзе, когда я учился, мы отрабатывали операцию по деблокированию этих проливов. Выделялись в составе вооружённых сил определённые группировки военно-морских сил, и морская пехота, и авиация.

– Это же надо захватывать берега Босфора. Я там только что был: вся Турция живёт по берегам Босфора, и его невозможно захватить! Не дай бог, но если они затопят наш военный корабль или гражданское судно да и второй самолёт? Мы можем вести с турками войну на равных? Это же крупнейшая армия НАТО после США!

– 450 тысяч вооружённых солдат, две полевые сухопутные армии и т.д. Мы туркам уступаем сегодня по боевой мощи той группировки, которая есть. Не нужно нам кичиться тем, что у нас есть ядерное оружие. Турция – член НАТО, и ядерные государства стран НАТО, США прежде всего, гарантируют им ядерную безопасность, причём на территории Турции размещено американское ядерное оружие. Поэтому ядерный фактор мы исключаем. А воевать на Чёрном море? Наш флот там пока слабее.

– Слабее турецкого?

– Там же в Чёрном море будут корабли НАТО, включая румынские, болгарские. Придут американцы, зайдут обязательно, а мы Каспийскую флотилию, что ли, будем подключать? Бахвалиться не нужно, что мы сильнее и утрём нос туркам. Наш Черноморский флот, его часть, что находится в Средиземном море, будет изолирована от основной базы. Но натовской базе Инджирлик базируются американские F‑16, есть ядерное оружие. Крупномасштабная война нам абсолютно не нужна!

– Скажите, почему американцы бегут из Афганистана? Только что они объявили, что помирились с талибами.

– Выведут войска, бронетранспортёры, но пять военных аэродромов в Афганистане будут контролировать, останутся их спецслужбы, советники и т.д. Афганистан – это «солнечное сплетение» Евразии с выходом и на Иран, и на наши бывшие союзные республики, и на Каспий, на Пакистан, на Китай, на Индию – это очень серьёзный район, и они оттуда не уйдут.

Нужно помнить, что сегодня развернулась борьба за ресурсы – нефть, газ и т.д. Когда мы вошли в ДРА в декабре 1979 года, то в мае 1980-го уже качали оттуда газ, там огромные запасы газа на границе с Туркменией. Но главное богатство Афганистана – это уран-235. Для американцев это критически важно.

– Леонид Григорьевич, что-то я не пойму: объявлено, что в союзной нам Белоруссии начались совместные военные учения, в которых участвуют морские пехотинцы из Великобритании. Почему Батька так себя ведёт?

– Я бы не драматизировал то, что происходит в Белоруссии. Когда я был начальником Главного управления Минобороны, мы разрешали японцам проводить определённые учения на наших полигонах, на нашей территории. А вы знаете, что та же Великобритания и многие европейские страны проводят свои учения не только дома. Страны маленькие, а тренировать лётчиков нужно? Японцы своих лётчиков отправляют тренироваться в Канаду, у них территории нет.

Сегодня где англичанам тренироваться в северных условиях? Они сейчас идут в Арктику, именно англичане хотят возглавить арктическое НАТО при поддержке американцев. И здесь по договорённости приехали 30 человек поработать в снежных условиях.

В белорусской конституции указан нейтральный статус страны. В военной доктрине Белоруссии НАТО не является угрозой, и это у них прописано. Они взаимодействуют с НАТО по многим вопросам, потому что полагаться только на Россию, которая не раз своих союзников, в том числе и по Варшавскому договору, «кидала»… У Лукашенко многовекторная политика.

– Возвращаясь к нашей конституционной проблематике. Меня потрясло высказывание председателя Центрального избиркома Эллы Памфиловой. Вернее, её ответ на вопрос о том, как можно голосовать за поправки в Конституцию в пакете. И она ответила сравнением Конституции с комплексным обедом. Мол, вы как будто бы комплексный обед покупаете. Если не хотите винегрет, так всё равно его купите, вам же нужно что-то есть. Это что за подход?

– Элла Памфилова прошагала много должностей. Она очень удобная, всегда служит руководству, государственным институтам. Она их просто обслуживает, поэтому я не хочу останавливаться на ней. Это говорит об уровне, когда конституционное устройство государства, важнейший Основной закон она сравнивает с винегретом, она ещё и о борще говорит – если не нравится винегрет, возьмите борщ.

В целом по Конституции и по поправкам. Самая мощная статья – это 3-я статья – звучит так: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через систему государственных органов». Это важнейшая статья, и на ней нужно было остановиться, расписать механизм народовластия – это первое.

Второй момент, я военный человек и знаю, когда расписываются обязанности, полномочия, то всегда должностное лицо отвечает за конкретные направления, за боеготовность… Есть конкретные обязанности и есть персональная ответственность. Что прописано в этой Конституции? В Конституции до 1993 года было прописано, что президент является высшим должностным лицом, не главой государства, и возглавляет исполнительную власть, писали под Ельцина. А сейчас – президент является главой государства и гарантом Конституции. Он не возглавляет правительство и не входит ни в одну систему власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Не входит вообще в систему власти. То есть он как бы от Бога. Обязанности – отвечает и определяет внешнюю и внутреннюю политику. Но не отвечает за неё.

Посмотрите, правительство, министры, за что они отвечают? Ответственности ни у председателя, ни у вице, ни у министров нет. Они принимают постановления, и дальше никто ни за что конкретно и персонально не отвечает.

Возвращаясь к 3-й статье. Народ у нас главный – непосредственно осуществляет власть. Где у нас народ живёт? Не все на Рублёвке, в основном в муниципалитетах, под местными органами власти. Но в этой же Конституции прописано, что органы местного управления в систему государственной власти не входят. Вот и всё: чиновники, ни за что не отвечая, имеют все права. Это нужно менять.

ИсточникАргументы недели
Леонид Ивашов
Ивашов Леонид Григорьевич (р. 1943) – российский военный, общественный и политический деятель. Генерал-полковник. В 1996 – 2001 гг. начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны. Доктор исторических наук, профессор. Президент Академии геополитических проблем. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...