А где же тогда Храм? Испокон веков народ точно знает – он в ребрах, главный Храм укрылся в душе человека, каждого по отдельности и всего верующего народа в целом. Именно там, в «клети души своей», советуют и призывают общаться с Живым Богом Святые Отцы. Именно в дверь этого Храма, по словам очевидца Откровения святого апостола Иоанна Богослова, стучит сам Господь, ожидая, кто Ему откроет. Найдется ли во всей Вселенной большая степень личной свободы творения перед Творцом?
Как и все российское общество, наша Церковь в эти весенние недели и месяцы переживает не самое простое время. Возможно, и не самое трудное, но, как говорится, «война план покажет». Не за горами, а за днями – Светлая Пасха Христова. Уже сейчас понятно, что она будет самой необычной за многие века христианской истории. Храмы Святой Руси реагировали на приближение страшных эпидемий вроде бубонной чумы XIV-XVI вв и особенно начала XVII вв. В эти дни испытаний раствором уксуса протирались иконы и другие святыни. Но неизвестно о случаях закрытия храмов. Исключения – когда умирала вся паства и некому было войти в церковь. К слову, мы не имеем свидетельств, чтобы прихожане заражались в результате целования чаши со святыми дарами.
Народ верил Богу, а Бог-Промыслитель защищал свое «малое стадо» от чумной напасти. Сегодня для многих из нас, верующих, немалое искушение – идти или не идти в Храм в самый светлый и важный праздник для православного человека. Даже архиереи разделились во мнениях. Высшая власть в Русской Православной Церкви, святейший патриарх Кирилл советует воздержаться от посещения храмов, чтобы в тесноте людской не заразиться коронавирусом и\или не заразить других.
После начала пандемии общим правилом для всех храмов стали пластиковые стаканчики для запивки, удаление целовального креста и самой чаши от уст причащающегося, а также санация причастной лжицы. От себя скажу, что эти меры, пусть и понятные, на многих производят странное, если не гнетущее впечатление, как будто льстивый и лукавый мир вторгся, вломился в нечто интимное, дорогое и святое. В то, что мы привыкли скрывать от чужих глаз.
Разночтения между архиереями касательно режима работы храмов и проведения служб едва ли укрепляют единство православного народа. Один, например, митрополит Иларион, во всеуслышание объявляет, что намерен ограничить участие в службе самим служащими храмов, а причастников допускать избирательно, по двое-трое, да еще и по предварительному согласованию. Митрополит Тихон, к немалому моему удивлению, пошел еще дальше, просто закрыв храмы своей епархии для прихожан.
Впрочем, есть и другие правящие архиереи. Митрополит Меркурий открыто и иначе истолковывает повеления святейшего о «воздержании». Он считает, что храмы закрывать ни в коем случае нельзя, ибо Господь прямо сказал, что «грядущего ко Мне не изжену вон». Сегодня до меня из надежного источника дошла из Екатеринбурга новость о том, что местный владыка Кирилл открыто потребовал от паствы сообщать в управление епархией обо всех случаях неправомерного ограничения властями доступа в храмы или, тем паче, взыскания в этой связи штрафов как за нарушение карантина.
Церковь по-прежнему отделена от государства. И не она в этом виновата. Но коли так, с какой стати государство берет на себя смелость вторгаться в ее внутреннюю жизнь? Земная жизнь вообще не имеет к народу Божьему такого отношения, как ко всем прочим людям. Мы живём на Земле как в юдоли печали. Ради покаяния и исправления души, а не для наслаждения, комфорта и развлечения. Приходя в Храм, мы не просто принимаем Святые Дары и целуем Святую Чашу. В этот трепетный момент через хлеб и вино – как образ плоти и крови Христа – мы незримо соединяемся с Господом, а он, по обетованию Своему, вступает в наши души. В этом суть и смысл таинства, а не в соприкосновении с вещественными предметами или соблюдении земных обрядов.
Что касается Светлой Пасхи, то она как праздник Воскресения Христа-Спасителя и его победы над смертью ради нас, грешных, уже состоялась 2000 лет назад. Ныне же она ежегодно повторяется в наших душах и сердцах, независимо от того, где и как она празднуется. Бог видит душу каждого насквозь. От Него не спрячешься и Его не обманешь. Что бы ни случилось, даже если придётся волею карантинных властей остаться дома и участвовать в богослужении по телевизору… Даже если не найдется поблизости какой-либо церквушки, где служба состоится – а таковые всегда есть – не стоит отчаиваться. Ведь действительно прав народ: храм не в бревнах, а в ребрах.