Еще неделю назад из уст моего доброго друга и единомышленника Джульетто Кьезы звучал удивительный по глубине и осмысленности анализ нынешнего витка геополитической напряженности.
Он задавал многие вопросы, которые, иные его коллеги, погрязшие в идолопоклонстве и служащие культу «золотого тельца», никогда задать не решатся. Для них эти вопросы попросту не стоят. А именно: почему именно на его родную Италию пришелся едва ли не основной удар пандемии, кто в этом заинтересован, какими Италия и все европейское сообщество выйдут из этого кризиса; каким образом будут выстраиваться отношения России и Европы, когда все пройдет?
Вдумчивый наблюдатель, тонкий аналитик, он, конечно, хотел бы своими глазами увидеть разрешение этой ситуации, предложить свои рецепты «постпандемического» восстановления, но, увы, в это воскресенье его сердце остановилось. К фигурам такого масштаба и калибра не применима сухая констатация заслуг и перечисление наград. Кьеза — нечто большее, он был истинным и цельным. Под его зорким «микроскопом» обнажалась всякая, зачастую нелицеприятная, правда, а его оценки с неизменной точностью подчеркивали обреченность нынешней модели развития, конструируемой под глобальным либеральным диктатом.
Он был (теперь уже был) замечательным прогнозистом: достаточно прочесть хотя бы одну из обилия вышедших в последние годы книг Джульетто. Мне посчастливилось сотрудничать с этим великим мыслителем современности, обмениваться с ним идеями, дискутировать об экономике и на отвлеченные темы. Когда он меня попросил написать предисловие к его замечательному труду «Что вместо катастрофы?», я с радостью согласился. Как мне кажется, эта работы профессора Кьезы, увидевшая свет в 2014 г. в Италии и России, а также далеко за их пределами была провидческой: его прогнозы сбылись с математической точностью, а примененные им формулировки и характеристики угодили «в яблочко». Таков был Кьеза! Вечная память, Джульетто!
Предисловие Сергея Глазьева к книге Джульетто Кьезы «Что вместо катастрофы?»
Мир вступил в опасный период: каждый виток напряженности, каждая попытка спровоцировать конфликт или разнять противоборствующие силы в любом регионе мира чревата разрастанием политических, экономических, социальных и культурных противоречий до масштаба полноценной войны.
Примечательная характеристика таких конфликтов заключается во все более явном их инспирировании извне, посредством новых технологических ресурсов и методов, без громоздких военных контингентов и орудий. Война стала «умной», если это применимо к войне как к способу разрешению региональных и глобальных споров. Но тем коварнее она становится, тем большее количество людей становится ее заложниками, тем сильнее ее разрушительное воздействие на человечество, столкнувшееся с доселе невиданными вызовами и угрозами.
Кто-то скажет, что «мир сошел с ума», кто-то, что он «изменился до неузнаваемости». И те и другие будут правы. Ведь темп социальному времени — тому времени, которое на уровне подсознания ощущают целые нации и народности, задают рукотворные события и явления. Выражаясь иначе, если бы войны и ее предпосылок сегодня не существовало бы, то их непременно бы изобрели ради достижения глобальным гегемоном своих целей.
Именно такая, изобретенная, лишенная логики и здравого смысла война случилась на Балканах в конце минувшего тысячелетия. Войны по надуманным предлогам инспирировали и до Югославии, но балканское вторжение сил Североатлантического альянса стало водораздельным моментом, после которого так называемое международное право, да и все нормы элементарного приличия «с легкой руки» глобальной корпорации — США — были отброшены в сторону.
Сам собой напрашивается вопрос — если созидательные силы мира вытесняются ястребами войны, на стороне которых безбрежная мощь американского печатного станка и подчиненные ему факелоносцы глобальных противостояний — «Что вместо катастрофы?». Именно такое имя своему новому, эпохальному труда дал мой добрый друг, итальянский мыслитель и философ Джельетто Кьеза. Он в точности до месяца нащупал время выпуска этой книги, опираясь на последние вооруженные конфликты — по сути, инспирированные извне гражданские войны — дал четкий, научно выверенный политический и экономический анализ происходящим событиям с присущей истинному итальянцу пылкостью.
Не скрою, последние месяцы, будучи обеспокоенным чудовищными последствиями антиконституционного государственного переворота на Украине — моей второй Родине — я много обменивался с автором этого фундаментального труда своими соображениями, умозаключениями, гипотезами на тему войны и мира, их движущих сил, факторов, способствующих разжиганию междоусобиц в центре Европы. Но, будучи экономистом-математиком, я отдавал себе отчет в том, что эта тема возникла не сама по себе, как это часто бывает, для подогрева общественного мнения — каждый исторический процесс имеет свою строго очерченную научную и прогностическую базу. Именно с этих объективных позиций я подошел к работе над этим вопросом, так как уже многие годы являюсь убежденным последователем истинности теории глобальных конъюнктурных изменений Н. Д.Кондратьева. Забегая вперед, скажу нетерпеливому читателю этой книги, что мои прогнозы, а также выводы моих коллег из Российской академии наук практически на 100 процентов совпали с заключениями и выводами профессора Кьезы.
Так вот, с точки зрения циклов мирового экономического и политического развития, период 2014 — 2018 гг. соответствует периоду 1939 — 1945 гг., когда разразилась Вторая мировая война. Конфликты в Северной Африке, Ираке, Сирии и на Украине — только начало целой череды взаимосвязанных конфликтов, инициируемых США — гегемоном с ярлыком «исключительности» США — и их союзниками, стремящимися с помощью стратегии «управляемого хаоса» решить свои экономические и социально-политические проблемы. (Ведь, вы, вдумчивый читатель, наверняка помните, как и за счет кого США решали свои проблемы во время самой кровопролитной в истории человечества Второй мировой войны).
Эти «проблемы» можно было бы списать на «ретивый нрав» играющего мускулами «подростка», если бы не их завидная регулярность и показная нарочитость. США за счет Европы обеспечили структурную перестройку и подъем своей экономики в результате уже упомянутой Второй мировой войны (которую они называют «хорошей войной»), за счет СССР — выход из очередного структурного кризиса в результате холодной войны. Производимая ими сегодня эскалация военно-политической напряженности призвана решить аналогичные задачи в современных условиях.
Крутому нраву «хозяев мира» есть свое объяснение. Развязывание войны и на этот раз позволяет США совладать со своими внутренними экономическими проблемами, вызванными перенакоплением капитала в устаревающих и теряющих свою конкурентоспособность производственно-технологических комплексах. Так, создавая «управляемый хаос» организацией вооруженных конфликтов в зоне естественных интересов ведущих стран мира, США сначала провоцируют эти страны на втягивание в конфликт, а затем проводят кампании по сколачиванию против них коалиций государств с целью закрепления своего лидерства.
При этом США получают недобросовестные конкурентные преимущества, используя политическое влияние для удержания монопольных позиций своих корпораций, отсекают неконтролируемые ими страны от мировых рынков, сбрасывают бремя государственного долга за счет замораживания долларовых активов этих стран, что позволяет увеличить государственные расходы на разработку и продвижение новых технологий, необходимых для роста американской экономики. Не правда ли, такой стиль поведения нам хорошо знаком по новостным выпускам CNN, BBC, а теперь уже и ведущих европейских телекомпаний, содержательно ставших филиалами американской пропагандистской машины?
Именно о психологической и ментальной сдаче позиций суверенами европейской и мировой политики — книга Джульетто Кьезы. Она о том, почему сплоченный идеей экономического единства образчик интеграционных процессов Европейский Союз вдруг в одночасье скатился до уровня обслуживающего персонала, который ради цепкого заокеанского хозяина готов пожертвовать и уже в полной мере жертвует своими жизненными интересами. Эта работа справедлива, ведь опирается исключительно на факты без попыток автора эмоционально окрасить европейскую, евразийскую и мировую действительность.
Прекрасно владея экономическим инструментарием, профессор Кьеза показывает, что попытки ввергнуть мир в череду непредсказуемых конфликтов (по сути, управляемого хаоса), позволяет обосновать многократное увеличение государственных расходов США на обеспечение роста нового технологического уклада. В этом заключается фундаментальная мотивация их властвующей элиты в дестабилизации мировой военно-политической обстановки и провоцировании вооруженных конфликтов. Она усиливается в связи со сменой вековых циклов накопления капитала, которая сопровождается подъемом Китая и перемещением центра глобального экономического развития в Азию.
Объективно американская олигархия стремится расширить ресурсную базу и сохранить монопольные позиции своей экономики за счет провоцирования региональных войн в Евразии. Целью этих войн является ослабление и подчинение своим интересам ЕС, России, стран Ближнего Востока, Средней Азии, закрепление американского влияния в Японии и Корее. Центральным направлением американской агрессии при этом становится Россия, установление контроля над которой позволит США иметь стратегическое превосходство над Китаем и сохранить доминирующее положение в мире.
Как предотвратить войну, — таким вопросом невольно задался я в своем одноименном докладе, написание которого было подстегнуто украинской трагедией и серией преступлений тамошней хунты против мирного населения единственного экономически успешного региона Украины. Применительно к России полагаю, что только интеллектуальная, научно-техническая, промышленная мобилизация позволяют задать верную стратегию поведения в условиях «войны санкций». Но прежде, каждое государство должно осознать себя в этом мире самостоятельным и самобытным целым, уважающим себя и партнеров как равных. При этом экономическая интеграция в мире должна строиться на принципах взаимной выгоды, иначе это уже не интеграция, а подчинение более слабого партнера сильнейшему. Так рассуждали великие теоретики евразийского движения в России и Европе.
Именно такой стилистике межгосударственных и человеческих отношений привержен Джульетто. Повествуя о дисбалансах современного мира, обосновывая свои подходы и вынося свои рекомендации на суд читателя, он ненавязчив, аккуратен и уважителен.
Уверен, что вы оцените этот труд по достоинству. Если он Вас задел, значит, профессор Кьеза угодил в «яблочко».