Владимир Путин назвал Россию не просто страной, а отдельной цивилизацией с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий. Такое заявление глава государства сделал в эфире программы «Москва. Кремль. Путин».
По его словам, для сохранения этой цивилизации нужно делать упор на высокие технологии. «Все эти направления — беспилотная техника, генетика, медицина, образование — все это и будет той базой, на которой будет развиваться страна», — пояснил президент.
Он также напомнил, что теперь у России есть высокотехнологичные виды оружия, которых нет ни у кого в мире. Это стало возможно благодаря фундаментальной науке и отечественным инженерным кадрам. Очевидно, это оружие — предмет гордости президента.
Замруководителя Международного евразийского движения Валерий Коровин видит смысл в развитии технологий только как приложения к большой политической идее.
— Цивилизация — очень важное понятие, которое обозначает близкие по культуре, ментальности и духовным представлениям народы, объединенные в единое стратегическое пространство. «Большое пространство» в терминологии Карла Шмитта. Это некий догматический ход вещей. Россия была, есть и будет таким большим пространством.
Это некоторое задание, вектор. Сейчас цивилизационный масштаб России не является данностью, а скорее отправной точкой русской цивилизации, объединяющей народы, которые также как и русские понимают справедливость, честь, доблесть, благость, также как и русские понимают зло, что есть подлость, неправедность.
Эта задача особенно актуализировалась с приходом эпидемии коронавируса, перечеркнувшей полностью проект однополярного мира. Запад не справился даже с таким мягким вызовом. Его организационные способности, экономическая эффективность, сплоченность оказались фэйками. Запад разделился сам в себе. Поэтому встает вопрос об альтернативе.
Альтернативой является многополярный мир, состоящий из нескольких цивилизаций. В потенциале Россия является одной из таких цивилизаций, как источник восстановления большого пространства, куда входят и постсоветское пространство и страны Восточной Европы и ряд других стран, которые исторически были с Россией, действовали стратегически в одном направлении.
— Разве не следует для собирания земель объявить сначала какой-то большой проект, поднять флаг?
— Путин начинает конструирование не от идеи, как это делают философы, интеллектуалы, а снизу, как практик, прагматик, хозяйственник от экономики, к высоким технологиям и далее к политическим формам и идеологическим. Идеей является восстановление этого цивилизационного единства. Ну, хорошо хоть так.
После экономической интеграции, которая худо-бедно сложилась в ЕАЭС, в ОДКБ, в Таможенный союз мы движемся к следующему прорывному явлению — высоким технологиям. Но прорыв должен быть осуществлен под что-то. Сами технологии самостоятельной ценности не имеют. Без политической цели технологии приведут нас в ад с чипированием людей.
Путин этого всего явно не любит. Наоборот, он уважает Бога, веру, церковь, патриотизм. Если он продолжит эту тенденцию, то тогда понятно, что он сейчас открывает следующую страницу и делает еще один шаг на пути восстановления нашей цивилизации. Но вопрос, как это будет реализовано. К сожалению, у нас практика часто искажена по отношению к идее.