Япония оказалась в сложной ситуации после заявления министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о Курильских островах, пишет издание Sohu. Журналисты напоминают, что Лавров сообщил, что разговор о судьбе Курильских островов возможен лишь в том случае, если Токио признает итоги Второй мировой войны.

Ничего нового и оригинального глава российского внешнеполитического ведомства не сказал, но в этом году должны состояться несколько встреч президента США Дональда Трампа и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. И, как полагают китайские аналитики, обсуждать они будут укрепление экономико-политических отношений между двумя странами, причем американцы будут вести переговоры с позиции силы. Токио будут вынуждать отказаться от сотрудничества с Россией, в том числе в области энергетики.

Одновременно Японии рано или поздно предстоит продолжить сложнейшие переговоры по Курильским островам и мирному договору. Между тем, признание итогов Второй мировой войны, на котором настаивает Москва, автоматически подтверждает суверенитет России над Курилами, а значит, территории перестают быть спорными. Токио это категорически не устраивает, так как в этом случае речь пойдет уже о претензиях на часть земли другого государства.

И недавнее включение Министерством иностранных дел Японии в доклад «Синяя книга по дипломатии» позиции по Курильским островам вряд ли будет способствовать положительному настрою в переговорах.

«Северные территории — это острова, на которые распространяется суверенитет нашей страны», — утверждается в документе.

Заключать мирный договор Страна Восходящего Солнца готова только после признания вопроса о принадлежности островов. Свою позицию в Токио менять не намерены, что в минувшую пятницу подтвердил министр иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги. И, судя по всему, российско-японские переговоры по совместной экономической деятельности на Курильских островах пока откладываются.

«Наши лидеры в Нагато (в 2016 году) достигли договоренности о том, что совместная экономическая деятельность на „северных территориях“ не должна противоречить юридическим позициям обеих стран», — заявил 26 мая Тосимицу Мотэги, добавив, что дальнейшие консультации будут согласованы с учетом ситуации с коронавирусом. Напомним, российская сторона настаивает на осуществлении совместной хозяйственной деятельности в рамках российского законодательства.

Такая ситуация, наверняка, устраивает США, которые, как отмечается в статье Sohu, строго регламентируют действия японцев и не заинтересованы в укреплении японо-российских отношений. Об этом в ходе брифинга по итогам встречи глав внешнеполитических ведомств стран «Группы двадцати», прошедшей в ноябре прошлого года в Нагое, заявил и Сергей Лавров.

«В отношениях с Японией США не стесняются публично подтверждать, что главной угрозой для них являются Россия и Китай, а все их военные альянсы с Японией, Австралией и Республикой Корея будут выстраиваться исходя из этих угроз и вызовов», — подчеркнул он.

Глава российского МИД обратил внимание японского коллеги на то, что это расходится с заверениями Токио о ненаправленности японо-американского военно-политического альянса против России.

Руководитель Экспертного совета российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Юрий Тавровский считает влияние США на Японию абсолютным.

— Оно началось с момента оккупации Японии, продолжилось после обретения Японией ограниченного суверенитет. Он ограничен Договором о безопасности, по которому США имеют право размещать там свои базы и даже ядерное оружие на них.

Кроме того, за послевоенные годы было подготовлено несколько поколений проамериканских деятелей и в политической, и во внешнеполитической, и в разведывательной элите. У США сейчас главный рычаг давления на Японию не столько экономика и военные базы, сколько эти агенты влияния, вполне сознательно проводящие американскую линию иногда даже без координации со стороны США.

В Японии также усилилась националистическая группировка в элитах, которая мечтает освободиться от зависимости от Америки и видит главное средство в отмене статьи 9 Конституции, которая запрещает Японии воевать, они хотят получить собственное ядерное оружие. В значительной степени эту линию проводит Абэ.

США очень сильно влияют на русскую политику Токио. И борьба этих двух позиций — националистической и проамериканской — видна и в непоследовательности японского МИДа, в непоследовательности сигналов, которые идут от Абэ. Думаю, он искренне хочет хороших отношений с Россией, с Путиным.

Эта японская непоследовательность, стремление усидеть на двух стульях приводит к тому, что Япония падает со стула и оказывается в неудобном положении.

— В чем выгода американцев, почему они так сопротивляются заключению мирного договора Японии с Россией?

— Они не хотят, чтобы Япония наладила отношения с Россией, потому что это будет за счет отношений Японии с Америкой. В Японии по-прежнему зомбировано большинство народа, и эта проамериканская часть элиты видят в Америке гарантию защиты, за которую они готовы дорого платить: как в прямом смысле, поскольку Япония фактически содержит американские войска на своей территории, так и в политическом, стратегическом смысле.

И сейчас они видят главную угрозу уже не со стороны России, а со стороны Китая, но все равно Америка для них защита, поэтому они будут проводить линию, которую им диктует или советует США. А Америке по определению всё, что плохо для России, хорошо для нее. И наоборот. В том числе хорошие российско-японские отношения для США это плохо.

— Вы упомянули Китай, с которым у России отношения хорошие, а вот с США серьезно осложнились. Эта ситуация может отразиться на российско-японских отношениях?

— Японии неприятно, что отношения России и Китая перерастают из стратегического партнерства на более высокий уровень. Когда российские и китайские бомбардировщики вместе во время учений летели в сторону Японии, это был для них тревожный звонок, потому что на территории Японии находятся американские базы, а на них возможно находится ядерное оружие, которое может быть использовано как против России, так и Китая. Поэтому чем ближе Россия и Китай, тем больше обеспокоенность в Токио.

— Что должно произойти, чтобы японцы перестали оглядываться на США?

— Я считаю, что они готовы будут на это пойти, только получив собственное ядерное оружие, и современную армию, и перестав бояться Китая.

Они боятся Китая. И хотя они не уверены, что Америка будет их защищать, как они уже, например, бросили на произвол судьбы своих вьетнамских союзников, тем не менее пока они не могут противостоять Китаю, они будут зависеть от Америки в области безопасности.

Они хотят освободиться от этой зависимости и открыто говорят о ненадежности Америки. Но за неимением лучшего, для них Америка защита от Китая.