Президент США Дональд Трамп объявил о выходе США из Договора по открытому небу. Причиной расторжения договора Трамп назвал якобы несоблюдение его Россией. Но тут же подчеркнул, что есть высокие шансы на заключение нового договора:

«Я думаю, у нас очень хорошие отношения с Россией, но Россия не придерживалась договора. Поскольку они не соблюдали, мы выходим (из договора). В то же время это очень хороший шанс заключить новую договоренность или вернуть соглашение», — сказал Трамп.

О том, что во всех проблемах Америки виноваты Россия никакой новости нет. Только из Договора по ПРО в 2002 году они вышли потому, что он «не отвечал национальным интересам США». В остальных случаях, обязательно были виноваты русские. Например, Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) США отказались ратифицировать потому, что  Россия «якобы» не согласилась сократить свои войска в тех районах, на которые ей указал Вашингтон. Москва оказалась виновата и в том что США вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Договор СНВ-III Американцы так же не хотят продлевать, так как в нем не участвует Китай. Вот и для разрыва Договора по открытому небу они нашли вину Русских.

В России эту новость прокомментировал министр иностранных дел Сергей Лавров:
«…как в случае и с ДРСМД, американцы в случае с Договором по открытому небу уже начинают активнейшим образом – и давно это делают – продвигать тезис о том, что Россия нарушает договор», хотя «с фактами здесь (…) у американцев плоховато». 

Итак, ещё один договор, призванный в своё время укрепить систему международной безопасности, канул в лету. Договор предоставлял право государствам-участникам совершать облеты территорий друг друга в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Фактически, вести постоянный воздушный мониторинг военной деятельности стран участниц.

Напомним, договор по открытому небу был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки 27 государствами-участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Идея «открытого неба» впервые была изложена 21 июля 1955 года президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на конференции глав четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция) в Женеве. Режим «открытого неба» предполагал обмен военной информацией между СССР и США с ее проверкой путем взаимной аэрофотосъемки территорий обеих стран. В 1989 году президент США Джордж Буш — старший предложил руководству стран НАТО и Организации Варшавского договора вернуться к обсуждению этого вопроса. И тогда же были начаты взаимные консультации.

Договор разрабатывался при активном участии Российской Федерации и был, наряду с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Венским документом 1999 года, важным элементом укрепления доверия и безопасности.

Договор по открытому небу всё это время был открыт для присоединения других государств, в том числе не входящих в ОБСЕ и разрешал создавать группы государств, чье воздушное пространство объединено и открыто для проверки. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На сегодняшний день участниками Договора являются 34 государства.

Договор закрепил за каждым участником квоты на полёты (в том числе активных — когда страна выполняет инспекционные полеты над территорией другого государства, и пассивных - когда она принимает инспекции других государств). У США и группы в составе России и Белоруссии — по 42 полета в год. У Германии, Канады, Франции, Великобритании, Италии, Турции и Украины — по 12 полетов. Самая малая квота — 2 — у Португалии. При этом целиком квоту нельзя использовать для полетов только над одним государством. Так, Россия и Белоруссия не могут совершить более четырех полетов (квота для группы) над США и двух полетов над Турцией, а США — более восьми полетов над Россией и Белоруссией.

Для проведения полетов Россия использовала самолеты авиационного наблюдения Ан-30Б, Ту-154М ЛК  а с 2011 года Ту-214 ОН, который заменил устаревшие машины Ан-30Б и Ту-154М ЛК. На сегодняшний день построено 2 самолета Ту-214ОН. Впервые данный самолет был показан широкой общественности во время международного авиасалона МАКС-2011.

США использовали для мониторинга нашего воздушного пространства самолёты Boeing OC-135B Open Skies.

За восемнадцать лет существования было выполнено почти 2000 наблюдательных полетов. Но с 2014 года США в одностороннем порядке стали ужесточать свои подходы, ограничивая правила полётов над своей территорией. В 2014 году, например, американцы отказали российским самолетам авиационного наблюдения Ту-214ОН (аббревиатура означает «открытое небо») совершить полет над территорией Америки, ссылаясь на то, что российские самолеты обладают слишком высокими разведывательными характеристиками. В ответ мы запретили их самолетам летать над нашей страной.

Летом 2017 года целую бурю вызвал пролет российского самолета Ту-154М-ЛК1 над атлантическим побережьем США, в том числе и над Вашингтоном, над штаб-квартирой ЦРУ и авиабазой Эндрюс, над загородной официальной резиденцией Трампа в Кэмп-Дэвиде, а также над его личной резиденцией во Флориде. Появление «русского самолета над Белым домом» стало самой скандальной темой всех новостей, притом, что небо над столицей США по договору было в тот момент полностью открыто, так что Россия ничего не нарушала. После этого США изменили процедуры выполнения наблюдательных полетов над Гавайскими и Алеутскими островами. Так же российским лётчикам было отказано в праве отдыха на американских военных базах. Американцам же не понравились ограничения полетов над Калининградской областью и запрет полетов близ границы с Абхазией и Южной Осетией, которые Россия признаёт как суверенные государства и соблюдает пункт Договора, ограничивающий приближение к границам третьих стран дальностью в 10 километров.

При этом в феврале этого года США, Канада и Норвегия провели совместный полет над российскими объектами. Как и положено, приземлились в Кубинке, приняли на борт российского специалиста, и полетели по заранее согласованному маршруту.

Заявление Трампа вызвало бурную реакцию. Причём, в среде союзников США по НАТО, для которых, в силу отсутствия собственных средств космической разведки, полёты над территорией России и Белоруссии были основными источниками военно-мониторинговой информации. Так, министр обороны Эстонии Юри Луйк заявил: «Договор по открытому небу важен для Эстонии и других небольших стран, которые, в отличие от США, не имеют других средств для контроля за военными объектами других государств. …У американцев есть и другие средства для сбора информации, в первую очередь спутники. Но для небольших стран, в том числе для Эстонии, этот договор имеет очень большую ценность», — сказал в понедельник Луйк эстонскому телевидению: «Я считаю, что сейчас очень большую роль играют дипломаты, чтобы попытаться спасти этот договор. Если США все-таки выйдут, то нам всем придется решать, что делать дальше». 

ИсточникЗавтра
Владислав Шурыгин
Шурыгин Владислав Владиславович (род. 1963) ‑ военный публицист, обозреватель газеты «Завтра», член редколлегии АПН.ру. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...