— На этой неделе глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия никогда не определяла Турцию как «нашего стратегического союзника». А по-вашему, возможен ли в обозримом будущем стратегический союз Москвы и Анкары? Как вы оцениваете нынешние отношения между странами, не войдут ли они вновь в откровенную конфронтацию, как несколько лет назад? И кто пытается рассорить Россию и Турцию?
— Реальная политика делается не на словах, а на основе дел. Слова надо оставить бабушкам перед подъездом. Нормальные страны основывают свою политику на делах, реальных.
Но меня во всей данной ситуации удивляет другое: господин Лавров именно сейчас это заявил. Почему не месяц тому назад или через месяц? Объяснение лежит на поверхности. У нас есть союзник по ОДКБ — Армения (хотя Азербайджан вроде тоже в число врагов не входит). И она оказалась на этой неделе в тяжелом положении. Фактически на юге Карабаха основные силы Армении попали в котел, стали окруженными. И, возможно, уже через день, два, три может начаться массовое бегство этих войск. Или они будут уничтожаться.
Конечно, в данной связи понятна эмоциональная составляющая, но меня интересует другое. Дело в том, что просто словами такие ситуации не разрешаются. Есть некая стратегия у Азербайджана: он хочет освободить свои земли. Они международным сообществом приняты как азербайджанские. В этой связи, если Россия хочет выразить свое «фи», она должна каким-то образом его показать. Представить свою реальную позицию. А здесь ничего не было сказано или сделано. Тут последовало какое-то афористичное заявление министра иностранных дел РФ, которое не понятно никому.
Вероятно, в Кремле или в МИДе решили, что вот Лавров это скажет сурово и после такого турки, азербайджанцы быстро побегут в Россию, для того чтобы спросить: «Чего изволите?» Но в нынешней ситуации это невозможно. Потому что у Турции есть своя стратегия и надо учитывать ее. У Азербайджана — своя. А глобальная политика — столкновение стратегий. Это не взаимодействие слов и даже не действий. Я остаюсь в недоумении. Мне кажется, что это какой-то просчет российской дипломатии и Лавров брякнул такое очень неудачно.