Роль общественности в реализации государственной политики в области образования на языках национальных меньшинств и их преподавания в современной России (выступление на двенадцатой сессии Форума по вопросам меньшинств под эгидой Совета по правам человека ООН).

Уважаемые участники форума!

Сердечно приветствую вас от имени Духовного собрания мусульман России и от Общественной палаты РФ, желаю всем присутствующим здоровья, благополучия и счастья.

Проблемы государственной политики в области образования на языках меньшинств и их преподавания имеют важное теоретическое и практическое значение и они по-своему актуальны для многих стран.

Россия за многие столетия сформировалась как крупнейшее в мире многонациональное государство, в котором благодаря исторической объединяющей роли русского народа сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Выступая на итоговой пленарной сессии XVI заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» Президент Российской Федерации В. Путин отметил: «Россия с самого начала, кстати говоря, её создания, формирования — это многонациональная, многоконфессиональная страна. В известном смысле это страна-цивилизация, которая органично впитала многие традиции и культуры, сберегла их своеобразие, уникальность и при этом сохранила единство, что очень важно, — единство живущих в ней народов. Мы этой гармонией самобытности и общности судьбы народов Российской Федерации очень гордимся и очень этим дорожим».

Историческая традиция свидетельствует, что территориальное пространственное развитие России на протяжении многих веков осуществлялось с сохранением коренного народов — больших и малых, их языка, уклада жизни.

Сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России является приоритетом в национальной и образовательной политике государства.

Сегодня можно констатировать, этнокультурное и языковое многообразие в современной России проявляется в том, что используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 105 языков, из них 24 — в качестве языка обучения, 81 — в качестве учебного предмета.

Современные международно-правовые стандарты требуют надлежащих гарантий реализации права пользования родным языком. Положения о праве на родной язык, его использовании закреплены в Конституции Российской Федерации (ч.2 ст.19, ч.2 ст.26, ч.2 ст. 29, ст. 68). Федеральное законодательство в сфере прав граждан на свободный выбор языка обучения в целом соответствует взятым Российской Федерацией международным обязательствам и создает надлежащую правовую основу для реализации этого права.

Реализация в России государственной политики в области образования на языках меньшинств и их преподавания требует общих согласованных усилий и оправдано, что органы государственной власти опираются на потенциал и инициативы религиозных и общественных организаций.

Для исламских религиозных организаций актуальна проблема организации исламского образования на языках меньшинств (помимо арабского). Сам ислам является мощным фактором развития и совершенствования исламского образования, основой духовно-нравственного становления личности. Нам, российским мусульманам, важно сохранить и развивать органическую связь духовно-нравственного потенциала ислама и системы исламского современного образования и просвещения как в целом, так и на языке меньшинств.

Хочу отметить положительный опыт деятельности Духовного управления мусульман Республики Татарстан по организации бесплатных курсов по изучению татарского языка. С прошлого года они организованы при мечетях в 16 городах и районах Татарстана.

Программа такого интенсивного курса направлена на изучение разговорного татарского языка, на освоение ситуативных лексических наборов, развитие коммуникативных навыков. К обучению привлечена научная и преподавательская общественность, опытные преподаватели и специалисты из числа дипломированных специалистов — филологов татарского языка. Этот опыт получил распространение и в других регионах России, что дополняет деятельность государственных структур в области образования на языках меньшинств и их преподавания.

Вопросы преподавания родных языков и сохранения их в образовательном пространстве волнуют и беспокоят российскую общественность. В Общественной палате РФ по этой тематике проходили «круглые столы», открыта «Горячая линия». Широкая общественность подключилась к разработке по инициативе ОП РФ концепции преподавания родных языков и литератур. В Общественной палате справедливо полагают, что в российском образовании накоплен огромный и уникальный опыт преподавания и поддержки родных языков и литератур. Поэтому его надо сохранить и приумножить, учитывая возможности современной технологической основы преподавания и многовековой опыт изучения родных языков и литератур в российской школе.

Общественные организации должны пропагандировать ценность родного языка, повышать его притягательность, особенно для подрастающего поколения, повышать языковую культуру. Все это влияет на свободу выбора родного языка и сферу его использования.

Актуальной представляется проблема повышения эффективности каналов коммуникации по вопросам образования на языках меньшинств и их преподавания между общественностью и структурами муниципальной и государственной власти.

Успешная реализация государственной политики в области образования на языках меньшинств и их преподавания в современной России будет способствовать укреплению этнокультурного и языкового многообразия, национального согласия и общегражданской российской идентичности, единству многонационального народа России.

Альбир Крганов
Крганов Альбир Рифкатович (р. 1976) — российский религиозный и общественный деятель; глава, муфтий ЦРО «Духовного собрания мусульман России»; муфтий, председатель ЦРО «Духовное Управление Мусульман города Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият», муфтий ЦРО Духовное Управление Мусульман Чувашской Республики. Член Общественной палаты Российской Федерации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...
comments powered by HyperComments