Выступление на международной пресс-конференции.
От имени Духовного собрания мусульман России сердечно приветствую вас и выражаю всем вам свое искреннее уважение и глубокое почтение, а также пожелания мира, здоровья, благоденствия и милости Всевышнего.
Тематика нашего обсуждения очень актуальна. Из разных стран африканского континента как фронтовые сводки приходят известия о фактах насилия, экстремизма и притеснения христианского населения. И это нас очень сильно беспокоит.
Мусульмане России убеждены в том, что сохранение мира и стабильности в этом крайне разнообразном по этно-конфессиональному признаку регионе мира возможно только при объединении усилий представителей всех религий, наций, органов государственной власти, а также международных и правозащитных организаций.
Африканский континент всегда отличался религиозным разнообразием: на его территории проживают миллионы мусульман, христиан, а также представители традиционных африканских верований. Если в странах Северной Африки абсолютное большинство населения исповедует ислам, то в Южной и Западной Африке, в основном, проживают христиане. По данным исследовательского центра Пью, христиане в Африке южнее Сахары составляют примерно 60% всего населения.
К сожалению, приходится констатировать, что сегодня мы наблюдаем рост агрессивного отношения к христианскому населению на африканском континенте. По оценкам зарубежных специалистов, около 245 миллионов христиан в Южной Африке в той или иной степени подвергались преследованиям по религиозным мотивам в 2019 г. Такие случаи были зафиксированы в Алжире, Египте, Эритрее, Кении, Ливии, Мавритании, Нигере, Нигерии, Сомали, Судане и Танзании.
Достаточно остро проблема положения христиан стоит в Нигерии. В некоторых штатах страны, где христиане составляют меньшинство, с ними нередко обращаются как с людьми второго сорта. Активисты сообщают, что в прошлом году в Нигерии было убито 350 христиан. В убийствах обвиняют исламских экстремистов и кочевые племена, такие как Боко Харам и другие радикальные силы, например, кочевое племя Фулани. Одна из самых ярких историй связана с 15-летней школьницей по имени Лия Шарибу, похищенной в прошлом году боевиками Боко Харам и которой отказали в освобождении, когда она отказалась отречься от христианской веры, а буквально несколько дней назад Боко Харам вязла на себя ответственность за похищение 344 мальчиков из школы в небольшом городке Канкара в Нигерии. К счастью, никто из детей не пострадал и их всех удалось вернуть домой.
Также можно привести в пример республику Буркина-Фасо.В конце апреля на севере страны пять человек, включая священника и двух его сыновей, погибли в результате нападения на протестантскую церковь, а в мае злоумышленники убили несколько прихожан во время мессы в одной из католических церквей, убив при этом и священника.
В этой связи хотелось бы отметить, что для всех нас очень важно не только осознать глубину и опасность этих вопиющих преступлений, но и выработать и обозначить пути и способы преодоления этой угрозы с объединением общих усилий представителей всех религий, органов власти и правоохранительных органов африканских государств, институтов гражданского общества и международных организаций.
Преодоление данной проблемы на африканском континенте, в первую очередь, связано с укреплением культурно-цивилизационного и межрелигиозного диалога, с преодолением религиозного невежества и конфликтности.
Как религиозный деятель, хотел бы подчеркнуть, что Ислам – это мировая традиционная религия с многовековой историей, с самого начала предложившая мировому сообществу свой призыв строить жизнь под лозунгом мирного сосуществования, взаимоуважения, сотрудничества и преодоления дискриминации людей по различным основаниям. Содействие Ислама укреплению мира, утверждению мирного сосуществования между людьми, гармонизации межрелигиозных и межнациональных отношений опирается на Священный Коран, Сунну, наши духовно-нравственные ценности и традиции. Священный Коран, осуждая все формы расистских измышлений, объявляет всех людей детьми одного отца и одной матери, лишенными каких-либо расовых, этнических и конфессиональных привилегий. Поэтому все те ужасные преступления, которые совершают радикальные экстремистские организации в ряде африканских стран против христиан, никаким образом не связаны с исламом. Терроризм, как и геноцид на религиозной почве, не имеет оправданий и не может возлагать ответственность за свои действия на другие религии и конфессии.
Если вспомнить историю, то мусульмане на протяжении многих веков жили бок о бок с христианами в мире и согласии. Ярким примером этому может послужить хиджра мусульман в Эфиопию в 615 г. Мусульмане страдали от гонений курайшитов, а негус Эфиопии (которая уже тогда была христианской страной), никого не притеснял и гарантировал безопасность последователям ислама. Именно поэтому в 615 г. часть мусульман решилась отправиться в Эфиопию. Всего, без учёта маленьких детей и тех, кто родился уже непосредственно в Эфиопии, ушли восемьдесят три мужчины. Были те, кто ушли семьями, были те, кто ушёл без семьи. В Эфиопии их радушно приняли, дали им кров и обеспечили безопасные условия проживания.
Этот пример наглядно демонстрирует тот факт, что мусульмане никогда не были врагами для христиан и не представляли угрозу для их здоровья жизни. Представителей радикальных и террористических организаций ни в коем случае нельзя считать настоящими мусульманами. Все они являются псевдорелигиозными, использующие ислам для прикрытия ради достижения своих корыстных целей.
Мы, российские мусульмане, глубоко убеждены в том, что необходимо нашей канонической и социальной деятельностью утверждать человеколюбие, справедливость и сострадание к людям, везде и всюду защищать человеческое достоинство без дискриминации по признаку религии или национальности, способствовать утверждению мира и гармонизации межрелигиозных и межконфессиональных отношений во всем мире.
Всевышний Аллах в Коране призывает: «Объединяйтесь в добре и благочестии, но не помогайте в грехе и вражде».
Неустанно прошу Всевышнего Аллаха сохранить мир на земле, спокойствие и благополучие. Люди должны крепнуть духом и самоутверждаться в добрых делах и благочестии, в уважительном отношении к людям другой веры и национальности.