Особенно это касается благополучных развитых стран и больших городов-миллионников, где до 80% населения знакомо с этой болезнью. Причем, этот недуг совершенно не коррелируется с материальным и прочим благосостоянием своего «хозяина»: вроде солнце светит, холодильник забит едой, машина во дворе стоит, а человек не может найти себе применения, не видит смысла в жизни и находится в депрессивном состоянии. «Ковидные» события 2020 года очень многих людей погрузили в состояние острой депрессии, которая сопровождалась отчаянием, страхом, неуверенностью в завтрашнем дне. Главный вывод, который был сделан на предыдущей встрече: мы все в той или иной мере подвержены депрессии и находимся на разных стадиях ее развития. Кто-то находится на начальной стадии, кто-то уже побеждает этот недуг, кто-то падает духом и болеет. Так или иначе мы все сталкиваемся с этой напастью.
Поскольку депрессия – это болезнь души, которая для нас всех – «потемки», то она очень трудно диагностируется и лечится. В силу нашей духовной греховности, мы не видим ни своей, ни чужой души, поэтому крайне сложно определить начальный момент вхождения в депрессию. Правда, надо отметить и положительный момент, которым мы вооружены через Священное Писание и Священное Предание: наша душа молода и обладает большим потенциалом для излечения депрессии.
Состояние, когда депрессия уже развивается в душе, внимательный к себе человек может легко уловить. Приведу простой пример: звонит мне близкий человек и жалуется на упадническое настроение. Причем, из его слов не понятна причина. Я настоятельно рекомендую ему заняться каким-либо конкретным делом, — помыть посуду, убраться в доме, что-то сделать по хозяйству, — другими словами, отвлечься от тоскливого настроения через работу, пусть и самую малую. А заодно понаблюдать за окружающим миром: как течет вода из крана, какие звуки ее сопровождают, как играют капли на солнце. Смена рода деятельности, таким образом, помогает «переключить» мысли, отвлечься и забыть про свою тоску.
И второй важнейший момент, который способен помочь справиться с депрессивным состоянием – молитва. Обязательно надо помолиться. Даже если ни одной молитвы не знаешь — помолись своими словами, попроси Господа нашего Иисуса Христа о помощи в преодолении душевной хвори. Это совсем не сложно, — сказать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! Помоги мне, Господи!» И душа сразу начнет чувствовать облегчение, — она уже не одна. Через пять минут – звонок: «Спасибо Вам большое, стало легче!» А что изменилось за пять минут? Да ничего! Просто душа взяла верное направление в своих мыслях, искренне обратилась за помощью к Богу и вместе с Ним преодолела свое плохое настроение.
Вот так, примерно, каждый из нас ежедневно испытывает на себе незаметные точечные атаки и провокации, которые подвергают наши души очень непростым испытаниям. Не случайно святые отцы из глубины веков взывают к каждому из нас: «Поставь стражника у града сердца своего и целый день отбивай огненные стрелы врага». Что за «град сердца»? Мы уже определили, что сердце – это центр двуипостасного человека и, естественно, центр души. Это главный орган не только познания, но и других важнейших отличительных черт, например, от животных. Именно сердце человека! И мы у этого сердечного «града» должны поставить какого-то стражника, который еще обязан «отбивать огненные стрелы» каких-то врагов! Что за странные слова!?
Оказывается, как писали святые отцы, «все плохое в нас – не от нас». То есть, изначально человек был создан Богом совершенным. Адам мог непосредственно общаться с Творцом и обладал такими способностями и талантами, которые нам даже и не снились! Но, в результате грехопадения, мы, его потомки, растеряли эти необыкновенные способности, лишились их, стали смертными, тленными (т.е. подвержены болезням) и страстными. В нас кипит целый котел самых разнообразных страстей, которые мучают и терзают наши души. Но это еще не все. Нападения происходят извне — это естественно. То есть, кто-то на нас нападает. И вот здесь мы с вами вплотную подходим к пониманию того, что хотим мы или не хотим, понимаем или не понимаем, признаем или не признаем, оспариваем или соглашаемся, но человек живет в двух мирах одновременно. У него две ипостаси: телесная и духовная. Тело находится в вещественном мире времени и пространства, — видимом, слышимом, осязаемом, обоняемом и так далее. Другая часть человека – его душа или «внутренний» человек – находится одновременно и в вещественном и в духовном мире. В вещественном мире душа, соприкасаясь с телом, руководит им, обеспечивает его выживаемость и жизнедеятельность. Но, в то же время, сама душа относится к другому миру – незримому, духовному, таинственному, который мы, к сожалению, своими плотскими очами не видим. Более того, наше тело–скафандр, помимо своей каждодневной задачи «жить-есть-пить-спать» выполняет еще более важную работу – оно защищает нашу душу, — слабую, робкую, грешную, — от непосредственного взаимодействия с силами духовного мира. Так бухта защищает лодки от бурь и штормов глубоководного океана.
Величайшие святые отцы утверждали, что тело наше, — «кожаные ризы», в которые Господь одел Адама после грехопадения, — защищает нас от непосредственного соприкосновения с духовным миром, чтобы мы не могли напрямую с ним соприкасаться, лицезреть его, ужасаться ему и, тем самым, не нанесли себе большой вред. Так скафандр защищает космонавта от среды, несовместимой с жизнью, — вакуума и сверхнизких температур космоса. Если скафандр хоть в одном месте разгерметизируется, то весь человек мгновенно превратится в лед.
Давайте подробнее остановимся на понимании духовного мира, который окружает нас. Уже понятно, что он пронизывает все пространство, обитаем и влияет на нас, наши мысли, поступки и самочувствие.
Для начала давайте поговорим о том, как соотносится природа нашего «внутреннего» и «внешнего» человека (души и тела) с природой Ангелов и демонов.
Душа человека, как писали многие святые отцы, имеет одну природу с Ангелами и демонами. Более того, и Ангелы и демоны чаще всего предстают человеку в форме, близкой к человеческому облику. Особенно Ангелы. Их описание святыми отцами очень схоже, — это величественные светловолосые прекрасные юноши, которые одеты в сияющие одежды. Они невероятно сильны. Демоны, наоборот, описываются как «ефиопы» (темные лицом и одеждами). Это старое название. Его, в частности, употребляет святитель Игнатий Брянчанинов, который большую часть своей жизни посвятил изучению святоотеческих трудов. Они страшные. Их еще называли «муренами». Как говорили святые отцы, если бы человек на земле мог видеть их воочию, то он не пережил бы одного их вида, — настолько они ужасны. Именно поэтому Господь, с помощью тела, отделил наши души от непосредственного лицезрения этого удивительно таинственного, безграничного, в отличие от нашего земного мира, духовного мира.
Удивительным и непостижимым для нас является то, что и Ангелы, и демоны могут принимать различные облики, когда являются людям. Но Ангелы никогда не принимают дьявольский образ, а вот демоны и силы тьмы очень даже стараются походить на светлые образы святых и Ангелов. Как несведущему человеку, только-только постигающему само понятие духовного мира, определить — кто перед ним? Старец Паисий Святогорец очень доходчиво разъяснил: «Диавол может явиться в виде ангела или в виде святого. Бес, замаскированный под ангела или под святого, распространяет вокруг себя волнение, смущение — то, что имеет в себе. Тогда как настоящий Ангел или святой всегда распространяют райскую радость и небесное веселье. Смиренный чистый человек, даже будучи неопытным, отличает Ангела Божиего от явившегося в виде ангела света беса. Это происходит потому, что такой человек имеет духовную чистоту и находится с Ангелом в родстве. А вот эгоист и человек плотской легко прельщается лукавым диаволом. Диавол является в виде ангела света, но стоит человеку включить в работу один смиренный помысл, как диавол исчезает» (старец Паисий Святогорец, Том III: «Духовная борьба». Часть четвертая: «Черные силы тьмы»).
Наши души имеют общую природу с Ангелами и демонами, но они не являются духом в том смысле, в каком духом является Бог. В этом тоже надо разбираться, потому что мы с вами по кусочкам создаем общую картину нашего земного бытия, без которой невозможно понять сущность христианского миропонимания и мировоззрения. И эффективно бороться с депрессией без этого понимания тоже невозможно. Для этого надо воочию видеть врага, понимать его природу и знать эффективные способы борьбы с ним. Потому что враг, противостоящий нам на всем жизненном пути и в случае с депрессией, в частности, «живет» в духовном мире, пронизывающем все и существующем параллельно с нашим земным миром. Апостол Павел сказал потрясающую мысль о духовном мироустройстве: «Наша брань (т.е. наша борьба) не против плоти и крови (не против земных людей), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Послание к Ефесянам 6:12). То есть главная борьба для каждого человека, живущего на земле – это борьба против духов злобы поднебесной, демонов, которые однажды восстали на Бога и были низвергнуты Им с Небес на землю во главе с дьяволом (у которого довольно много разных названий в разных источниках: сатана, люцифер, левиафан, бихемот, авалдон и т.д.). Теперь они наполняют землю и, для полноты картины, скажу, что их на земле очень много. Как говорили святые отцы Православия, которые имели дар от Бога выдерживать и видеть мир духовный и его обитателей воочию, -приспешников и слуг у дьявола так много, что за ними не видно солнца, т.е. пространство между поверхностью земли и небом заполнено ими очень плотно. И эти темные силы, подражая и продолжая «дело» дьявола по совращению первых людей в Раю, пытаются воздействовать на людей, опекают и «взращивают» каждую страсть, стараясь уничтожить в нас частичку божественного – наши души. Например, если кто-то привык лгать, то можно не сомневаться, что на «хвосте» этой очень неприятной страсти сидит бес, который точечно и адресно занимается этой конкретной больной душой, стараясь привести ее к погибели. Как писал Святой апостол Петр в своем 1-м Послании: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8). Сам Господь определил место дьявола в нашей жизни – он человекоубийца от самого начала своего существования, о чем в Евангелии от Иоанна Богослова прямо сказано: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи». (Ин. 8:44)
Каждая страсть, даже самая маленькая, опекается своим бесенком. Но надо понимать, что каждый бесенок (уже не говоря о бесах!) настолько силен, что, ссылаясь на святых отцов, «может когтем перевернуть землю и изменить весь мир». Почему же не переворачивает? Почему мы с вами еще живы и не превращаемся в ничто, в прах? Потому что Господь промыслом своим управляет этим миром, и для понимания характера взаимоотношений между Богом, человеком и демоном мы должны заглянуть в ветхозаветную книгу Иова Многострадального, в которой очень четко описано, что дьявол действует не сам по себе. Он дважды подступал к Богу, прося уязвить Иова, чтобы доказать, что его праведность показная и Бога он на самом деле не любит. Дьявол утверждал, что Иов только потому чтил и почитал Бога, что был знатен, богат и благополучен. Господь, чтобы доказать дьяволу обратное, попустил тому отобрать все мирские блага у Иова, включая богатство, жен, детей, и здоровье. Дьявол с «радостью» приступил к исполнению своего «проекта»: сначала он лишил Иова материального благополучия, — разорил его стада, во время пира обрушил дом Иова, в результате чего погибли 10 детей праведника. В одно мгновенье Иов остался без крова над головой, без средств к существованию и без близких и дорогих ему родных. Даже трудно представить, что испытал при этом праведный Иов, но он все равно остался верен Богу и промыслу Его. Дьявол, видя, что такими разрушениями ему не удалось добиться от Иова отступления от Бога, второй раз обратился к Всевышнему с просьбой испытать здоровье самого Иова. Господь дал ему эту возможность, но, разрешив касаться тела Иова, Он не позволил дьяволу касаться его души. Дьявол напустил на праведника страшную болезнь – проказу. И вот, этот еще недавно благополучный во всех мирских смыслах человек сидел один на гноище, посыпая свою голову пеплом в знак осознания своей греховности и готовности принять любой крест от Бога. Не отрекшись от Бога, Иов посрамил дьявола, который мерил глубину его человеческого сердца «по себе». Господь же, видя глубину любви и доверия Иова к Себе, вернул ему все то, что разрушил дьявол, — и здоровье, и семью, и детей, и имущество.
Для чего я упомянул эту библейскую историю? Чтобы мы понимали, что демоны относятся к армии миродержителей. Они получили право управлять этим миром от Адама! Богом он был поставлен царем над всей землей, над растительным и животным миром. Когда же Адам отвернулся от Бога и послушался дьявола в Раю, тем самым он покорился дьяволу и переуступил ему свое царственное положение на земле. Поэтому мы и называем дьявола миродержителем. Но за отступничество Адама Господь проклял не его самого, а землю. Она пострадала за грех первородного человека. Почему – мы поговорим об этом позднее. Помимо земли Бог проклял дьявола, который своей завистью и ложью привел Адама к грехопадению. Проклятье Божие делает совершенно недоступными для дьявола Небеса, — туда ему путь закрыт на веки веков. Также недоступным для дьявола является прощение Божие. После всего того, что совершилось в Раю с Адамом и Евой, природа дьявола повредилась еще сильнее, чем природа людей. Дьявол рассчитывал, что после грехопадения Бог проклянет свое самое лучшее творение — первородных людей — тем самым, проклянет часть себя. Когда же этого не произошло, то первородные люди с богосозданной душой стали для дьявола так же ненавистны, как и сам Бог, как полноправная Его частица. Зависть и злоба дьявола усилилась после этого многократно. Уничтожить, погубить, стереть человека с лица земли – вот основная задача дьявола и его слуг в этом мире. Но Господь не разрешает ему это сделать, так как только Он, являясь Творцом всего и вся, обладает полнотой всесовершеннейшего бытия и власти. В беседе с Моисеем на горе Бог сам раскрывает себя и называет: «Аз есмь Сый» (Исх 3:14), — то есть сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится.
Мы называем Ангелов и демонов духами, но в другом смысле, чем мы называем Духом Бога. «Бог есть Дух», — утверждает Иоанн Богослов, — «и Он дышит, где хочет». Бог – нетварный, безначальный, присносущий. А творения Божии, созданные Им, — и Ангелы, и душа человека, и демоны – имеют свою форму, облик, свойства, «полномочия», среду обитания, «права и обязанности».
Эти важные моменты миропонимания надо потихоньку укладывать в своей голове каждому и понять, что наша брань на этой земле никогда не должна быть направлена против других людей, но против незримых злых духов, которые провоцируют их действовать так, а не иначе.