1. Общаясь со школьниками (у самого трое несовершеннолетних сыновей: 2-й, 6-й и 11-й классы), со студентами (проводили мероприятия «по идеологии» в УрФУ), выясняется, что для тех, кто задумывается о своем будущем, главный вопрос даже не деньги, а понимание своего будущего и будущего страны в целом (как можно планировать свое, не зная, что будет с государством?).
До революции были «Россия – Третий Рим», «Православие, Самодержавие, Народность» и их составляющие.
После, в СССР, – «общество социальной справедливости».
Сегодня Россия – это «общество образованных потребителей»; «место, где зарабатывают деньги», и чем больше, тем лучше и на любой должности. Нематериальных ориентиров и ценностей (как всегда было в России) по сути нет. В школах и ВУЗах – на класс максимум 1-2 ученика, кто мог бы открыто выступить «за Путина, за Россию».
Нужна современная идеология, с учетом современных реалий и вызовов, объясняющая «уникальность современной и будущей России», доказывающая ее населению (в первую очередь – молодежи), что «им повезло здесь родиться и жить». Именно подобные «идеологии» имеют Штаты («Град на холме»), Европа (экономика, права человека), Китай (тысячелетняя культура, история и традиции). Современная российская – «место, где зарабатываются деньги», при увеличении социального неравенства, неминуемо ведет к социальному взрыву.
Наше предложение: в качестве современной российской идеологии принять «Россия – Ноев Ковчег Человечества» (Концепция предложена еще в 2008 г.). Многие её положения частично уже реализуются (синтез лучшего из «монархии», «социализма» и «капитализма», запрет ГМО, традиционная семья, выделение по 1 га земли и т.д.). В «Давосской речи» В.Путин по сути озвучил ее «экспортный вариант». Может, пришло время принять эту Концепцию в целом? Молодежь сегодня не смотрит ТВ. Но, главный вопрос не «КАК достучаться до неё», а «ЧТО ей предложить» интересного, «крутого», «захватывающего дух». «РНК» пробовали – работает. К слову, это не меньше нужно и родителям.
2. Разработать и принять для школы единый, идеологически полезный для России учебник истории (именно такие учебники используются сегодня в других странах: от США до Украины). История – это оружие. Плюрализм мнений (типа: Власов предатель или герой и т.п.) – за стенами школы. Пример: в современном учебнике истории говорится, что «благодаря выступлениям народных масс в 1905 году режим пошел на уступки, и люди стали жить лучше». (Не является ли это скрытым призывом уже к сегодняшней молодежи «выйти на баррикады»?). Ни слова о помощи «революционерам» со стороны Японии и США. К слову, в новой Конституции уже появился «Бог», а в школе по-прежнему только одна версия происхождения человека – от обезьяны.
3. Большая часть митингующих – 25-35 лет. Это бывшие, настоящие или потенциально будущие представители малого и среднего бизнеса (МСБ). В последние годы согласно публикациям СМИ в России ежегодно открывается в среднем 500 тыс. предприятий, а закрывается около 1 млн. Тенденция понятна. А ведь МСБ – это даже не столько экономика страны, сколько занятость, достаток, «канал» направления энергии пассионарных граждан, мечты о будущем школьников и студентов. Но они видят, что в РФ вроде бы рынок, а их судьба – это стать «рабочими и крестьянами», как в СССР, но без его социальных гарантий. Диссонанс сознания. Проблемы МСБ известны: захват сфер их деятельности крупными компаниями (в т.ч. «Сбером»); «мертвая» ставка банковского кредита; ежегодное повышение тарифов и налогов.
Такая ситуация ставит этих людей перед выбором:
- «наступить на мечту и пойти таксовать»;
- «валить на Запад»;
- «бунтовать».
Выбор небогатый и не особо выгодный для России и общества в целом.
Конечно, есть и другие предложения по этой проблематике, но они общеизвестны и о них уже много и правильно сказано.