Минувший год был непростым не только для нашей страны, но и для большинства стран мира. Нарастающая разбалансировка и хаотизация политических процессов, пандемия и нестабильность в экономике существенно повлияли на самочувствие населения. Между тем, возникшая напряженность стала лишь результатом потери внутренней социальной стабильности.
Ключ к гармонизации всей социальной сферы – в грамотном перераспределении доходов между государством, бизнесом и гражданами, в стабильном выполнении каждым экономическим субъектом своих функций и обязанностей. В этом смысле социальная ответственность бизнеса двойственна.
Во-первых и прежде всего, бизнес выполняет свою социальную функцию путем уплаты налогов, из которых государство формирует бюджет, осуществляет оборону и социальное обеспечение, лечит и обучает, реализует национальные проекты и так далее. Свой вклад предприниматели делают как минимум за счет налогов, потому что (будем честны) задача предпринимателя – это максимизация прибыли и хозяйственная экспансия. Дальнейшую социальную ответственность, исходя из имеющихся ресурсов, берет на себя государство.
В свою очередь, ресурсный потенциал и эффективность страны в мировой конкуренции определяется через производительность труда, поддержку занятости населения, цифровизацию экономики, оптимизацию всех производственных и потребительских звеньев. Все эти функции государство способно осуществлять в зависимости от развитости своей экономики – от того, сколько ресурсов имеется в распоряжении для реализации проектов. Не может быть так, что денег в казне нет, а, например, российская культура, наука и спорт занимают первые позиции в мировых рейтингах. Таким образом, пока наша экономика не будет достаточно сильна, чтобы мощно тянуть социальную сферу, мы по всем направлениям будем бесконечно тормозить и проваливаться. Развитая экономическая система – ключевой фактор стабильности государства.
В этом смысле определенные плюсы были у плановой экономики – это возможность концентрации всего имеющегося в распоряжении ресурса на основных направлениях развития, мобилизация масс и работа в режиме единой государственной корпорации. Основной плюс рыночной капиталистической конкуренции – в санации всей экономической системы государства: выживают только сильные, способные приносить прибыль, платить налоги и обеспечивать хотя бы себя предприятия. Главное, на следующем этапе не поддерживать искусственным образом умирающие компании и не обдирать намеренно успешные. Иначе стимулов для экономической экспансии и конкуренции не останется ни у кого. В этом направлении государство должно стимулировать количественный и качественный прирост здорового предпринимательства, разрабатывать и внедрять антидемпинговые и антимонопольные нормы.
Однако малое и среднее предпринимательство в своем сегменте должно быть поддержано, потому что крупное и стабильно функционирующее производство или предприятие сферы обслуживания как правило в специальной поддержке не нуждается. Малые предприниматели страдают от малейших колебаний рынка, падения покупательной способности и изменения условий кредитования.
Здесь мы сталкиваемся со второй очень важной социальной функцией предпринимательства – поддержкой благоприятного общественного климата как такового. Ведь цифровая экономика и цифровое государство, электронный документооборот и многие государственные функций в перспективе оптимизируют производственные силы настолько, что за бортом рыночного производства окажутся миллионы людей, которых заменят автоматические сервисы, агрегаторы, искусственный интеллект и интернет-сети. Малое и среднее предпринимательство в таком случае должно будет выполнять самостоятельную поддерживающую и обеспечивающую функцию. Тут уже не до сбора с них податей и налогов.
От мелкого ларька государство каких-то грандиозных доходов все равно не получит, но любая маленькая автомастерская, кофейня или парикмахерская выполняет социальную функцию сама по себе, как ячейка большой социокультурной и хозяйственной системы. Государство здесь должно как минимум ограждать такой малый бизнес от крупных сетевых монстров. В Европе это давно поняли, поэтому там существуют тысячи небольших семейных ресторанчиков, частных детских садов, салонов красоты и магазинчиков. К тому же такой малый бизнес более мобилен, может творчески подходить к оказанию услуг и гибко приспосабливаться к запросам потребителей.
Например, крупные розничные сети действительно могут предложить лучшую цену и задавить индивидуального предпринимателя ценой за счет снижения расходов на логистику, хранение и так далее. Выход – все в той же цифровой экономике, в агрегировании данных, создании союзов малых предпринимателей, больших акционерных обществ и оптимизации за счет этого отчетности и налогов.
Яркий пример – пиво. Покупатели готовы платить больше за эксклюзивный продукт небольшой крафтовой пивоварни, а большие заводы способны предложить лишь унифицированный массовый продукт. То же самое с небольшими частными кафешками, салонами и булочными, где предприниматель может сам создать необходимую атмосферу, душевный интерьер и общаться с клиентом без посредников.
Другой позитивный исторический пример – американские бочкари, которые производили деревянные бочки весь XIX век, но стали не нужны уже в начале XX-го. Раньше в бочках перевозили любые продукты: от вина и пива до соленой рыбы и меда. Огромный ресурс узко специализированных мастеров освободился, когда стали изготавливать алюминиевые и пластиковые бочки. Однако американское государство специально стало датировать убыточное производство и даже частично запретило разливать крепкий алкоголь в другую тару при транспортировке. Это было экономически не очень выгодно, но потомственные мастера выполняли важную социальную функцию. В результате сегодня мы имеем торговый бренд американских деревянных бочек, в которых традиционно перевозится и хранится не только американский бурбон, но и виски из других стран мира. Все потому, что государство почти век назад не позволило уничтожить целую отрасль и поддержало десятки тысяч частный мастеров-бондарей.
История с социально ориентированным бизнесом тоже весьма проста. Есть бизнес – и социально ответственным он может быть только по принуждению, потому что цель любого предпринимательства – прибыль. Крупный бизнес платит налоги – и в этом его главная социальная функция. Другое дело, когда малое и среднее предпринимательство самим фактом своего существования создает позитивный социальный климат в своем регионе, микрорайоне или на своей улице. Его социальная функция заключается, во-первых, в самообеспечении, а во-вторых, – в позитивной коммуникации, обеспечении комфортной жизни в той локации, где он расположен. Будь то реставрация велосипедов, ремонт квартир или наращивание ресниц – это всегда обеспечение удобной услуги, в удобном месте в удобное время.
Итого, для крупного и стабильно функционирующего бизнеса государство должно обеспечить честные конкурентные условия, не душить намеренно налогами и помогать с экспортом. Этого достаточно для выполнения его главной социальной функции – уплаты налогов. Малое же предпринимательство может быть ценно само по себе – как сеть устойчивых экономических субъектов, обеспечивающих одновременно свое существование и комфортную жизнь других сограждан. Особенно актуальна эта поддерживающая функция малого предпринимательства в условиях кризиса и массовой безработицы, когда люди массово оказываются без средств к существованию на улице.
В конечном счете из десятков и сотен тысяч собственников своего дела складывается единое и ответственное гражданское общество, способное противостоять любым внешним и внутренним вызовам. Если такой собственник будет чувствовать поддержку правительства, он и станет главной социальной опорой государства. В этом – фундамент настоящего массового патриотизма и политической стабильности нашей страны в XXI веке.