Очень важно понять, что запуск механизма движения и действия духа невозможен без серьезного, вдумчивого обращения к тем духовным истинам, которые хранит единая святая соборная и апостольская Православная Церковь. Мы не будем ссылаться ни на патриархов, ни на архиереев, ни на священство, ни на кого, когда мы с вами, сизые голуби, будем стоять перед Господом. Душе нашей тогда не нужны уже будут всякие земные облачения, регалии, ордена, деньги и влиятельные друзья, а спасут или ввергнут ее в погибель только отметки о проделанных добрых и худых делах, исповеданных и не исповеданных грехах. Познание себя предполагает работу над собой, прежде всего, обращение к себе, если с нами или вокруг нас что-то не так, и обязательно исправление того, что сотворили или творим в этой жизни. Если мы, вместо этого, начинаем «шастать» глазами и мыслями по окружающему нас миру в поисках «виноватых» в наших бедах и проблемах, значит, мы занимаемся пустым делом. Оно ничего не даст и ни к чему не приведет. Поэтому главный вывод можно сделать такой: познание себя – это не только познание себя как личности, но и познание ответственности перед Богом за себя. Если я, как абсолютно свободная личность, допускаю грязи, греху и страсти прилепиться к своей душе, войти туда, укорениться, без сопротивления сдаюсь врагу человеческому – значит я виноват. Никто не может меня принудить делать то или другое.

И надо всегда помнить, что наша жизнь устроена так, что может внезапно оборваться. И сколько у нас времени на исправление и покаяние – никто не знает. Когда мы засыпаем, то ни у кого под подушкой нет страхового свидетельства, в котором было бы написано, что нам гарантировано пробуждение. Нет. В утренних молитвах так и говорится: «Внеза́пно Судия́ прии́дет, и коего́ждо дея́ния обнажа́тся». Апостол Павел в Послании к Евреям также говорил: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Как мы можем интерпретировать слова «внезапно» и «однажды»? Это означает только одно – в любой момент будущего, которое мы не знаем. Очевидная вещь, которая с трудом укладывается в нашей голове. Нам всегда кажется, что впереди у нас предостаточно времени, мы все успеем, — и нагрешить, и покаяться. А кто сказал, что навалом?

Надо исходить совершенно из другого: бесценна каждая секунда, каждая минута на этой земле, когда мы можем еще все исправить. Ибо нет такого греха на земле, который превосходил бы любовь и милосердие Божие к нам. И если мы прячемся от своих грехов, пытаемся их забыть, замолчать, не открывать на исповеди, то мы как глупый страус, который, почуяв опасность, прячет свою голову в песок. Голову зарыли, а все остальное видно всему миру.

Ну, извините, достойно ли такое поведение человеческого звания? По-моему, не очень. Да, конечно, путь познания себя сначала довольно труден и неприятен. Кстати, и путь лечения себя тоже бывает «не сахарным», но ради того, чтобы вылечить тело, на какие только добровольные мучения мы не идем! Тем не менее, мы готовы платить большие деньги, пить горькие лекарства, оперироваться и так далее, чтобы выздороветь.

А душа гораздо главнее тела, так как она определяет путь всего человека после смерти. Душа несет ответ перед Богом раньше тела, отвечает за все прегрешения, которые она совершила, в том числе, и при участии тела. Древнехристианский подвижник авва Исаия Отшельник учил: «До самой кончины человека страсти сохраняют способность восставать в нем, и неизвестно ему, когда и какая страсть восстанет: по этой причине он, доколе дышит, не должен оставлять бдительного наблюдения над сердцем своим; он должен непрестанно вопиять к Богу, умоляя Его о помощи и помиловании» (святитель Игнатий (Брянчанинов) «Отечник»). Об этом надо помнить всегда.

Подводя итог, хочу сказать, что познание себя – это очень важный путь. Он разбит на 4 этапа: признание существования души; правильное понимание состояния души (ее диагностика); лечение, исправление души покаянием и несовершением грехов; переход души на более высокий уровень развития, — в область движения и действия Духа, который соединяет нас с Господом нашим Иисусом Христом и Богом Троицей.

ИсточникПереправа
Александр Нотин
Нотин Александр Иванович – русский общественный деятель, историк, дипломат. Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа». Руководитель инвестиционной группой "Монолит", помощник губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...
comments powered by HyperComments