Как говаривал философ, для корабля, порт назначения которого неизвестен, нет попутного ветра. «Порт назначения» России, её будущее через 30-50 лет, неизвестен. Поэтому для нас нет попутного ветра. Идеология и должна была бы определить этот порт, служить компасом для нашего корабля. Александр Проханов, открывая дискуссию об идеологии России будущего, поставил ряд вопросов. Ответы на них определяют, куда мы хотим прийти, позволяют быть конкретными и не «растекаться мыслию по древу». Из этих вопросов и будем исходить. Идеология представляется синтезом долгосрочного прогноза нашей цивилизации – мира России – и образа желаемого будущего.
Какова формула идеологии, консолидирующей Россию?
Формула идеологии «Совесть – Соборность – Будущее». Для нашей цивилизации принципиальна самоорганизация и перспектива, ради которой можно решать большие задачи. В ходе реформ 1985-2021 видение будущего, понимание своего места в мире было утеряно. Это очень серьёзный риск для России.
Для нас очень важно ощущение справедливости, правильности того, что мы делаем. Кантовский императив – нравственный закон внутри нас и звёздное небо над головой – в большей мере сейчас воплощён в России, а не на Западе.
Огромные просторы, экстремальные географические условия на значительной части страны, рискованное земледелие во многих регионах требуют совместных действий, самоорганизации, соборности, согласия по ключевым вопросам. Мы – не Запад. Если у нас «Сам погибай, а товарища выручай», то у них «Каждый за себя – один Бог за всех». Иная территория, другая историческая траектория, следовательно, другая культура и мораль. Поэтому у нас общее выше личного. Конкуренция – императив Запада. Сотрудничество, соработничество – императив России.
Нынешнее положение дел не устраивает наш народ. Мы не построили сильную, независимую, свободную страну, в которой каждый может быть счастливым. Мы должны помочь сделать это детям и внукам. Именно это должно нас объединить.
Почему такая версия является наиболее целесообразной и продуктивной для России?
Над нашей страной был поставлен жестокий исторический эксперимент – в России попытались построить капитализм. Это не получилось. Олигархический капитализм не состоялся. Экономика заморожена – располагая третью природных богатств, мы имеем лишь 1,8% в мировом глобальном продукте и 0,3% в сфере высоких технологий. Народ беден, дезорганизован, лишён видения будущего. Сверхдержава, определившая историю XX века, превратилась в конгломерат сырьевых придатков, снабжающих, чем могут, развитые или быстрее развивающиеся страны.
Глобализация провалилась. Пандемия COVID-19 с закрытием границ и блокировкой транспортных потоков показала, что в современном мире каждый — за себя. России нужна идеология, обеспечивающая системное быстрое независимое развитие нашей цивилизации.
Мир находится в точке бифуркации. Организатор Давосского экономического форума («форума миллиардеров») Клаус Шваб и Тьерри Моллере в книге «Ковид-19, Великое обнуление» предложил идеологию «инклюзивного капитализма». Она предполагает глобальный социальный контроль на основе цифровых технологий с ликвидацией границ, религий и обеспечение прозрачности жизни каждого человека. Жак Аттали называл это переходом к «веку гиперконтроля».
Альтернатива – переход к миру достаточно независимо развивающихся и взаимодействующих цивилизаций. Именно на эту ветвь развития и должна быть сориентирована идеология.
Образ-идея страны, образ государства (в историческом и стратегическом пространстве)
Главную проблему российских реалий сформулировал Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Ответ, который следовал из текста: «Всем плохо». Идеология должна ориентировать на воплощение противоположного ответа «Всем хорошо!». Следует оценивать состояние страны не по величине валового внутреннего продукта (ВВП), а по величине валового внутреннего счастья.
Необходимо общенародное государство, в котором интересы и цели субъекта управления (правящей элиты) не отделимы от реалий объекта управления (народа). Отсутствие «властного хаоса». Ситуация, в которой инициативы президента вновь и вновь проваливаются прозападной частью элиты, неприемлема.
Слова «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!» — должны быть лозунгом не только нашего прошлого, но и будущего. Мир творчества, в котором общество каждому творцу помогает осуществить мечту. Мир талантливых людей, в котором «неталантливых» нет. Именно это лежит в основе множества наших сказок и преданий. Их пора осуществлять! Хорошо должно быть сейчас. Здесь и теперь!
Отличие нашей страны должно состоять в том, что у нас легче, чем где-либо, осуществить свои творческие планы, найти помощь и поддержку. Мир кооперации и сотрудничества, а не конкуренции и соперничества. Воплощение этого принципа определит место нашей страны в мире и поддержку людей, которым это близко. От нас в мире ждут не нефти и газа, а вести о другом, более близком к человеческой природе, жизнеустройстве.
Сила нужна, чтобы отстаивать в мире своё право на системную целостность и свой образ Будущего.
Образ общества и социальная структура
«Я, ты, он, она! Вместе – целая страна, вместе – дружная семья! В слове «мы» – сто тысяч «я»». В основе общества лежит самоорганизация, совесть, культура. На крутых поворотах нашей истории духовность вновь и вновь оказывались выше материального. Идеальна власть Советов в той мере, в которой люди к этому готовы. Права, неотделимые от обязанностей, стремление быть, а не казаться. Каждый должен иметь право и желание сказать: «Государство – это мы» или, как у Андрея Платонова: «Без меня народ не полный». Российское общества поражено раком коррупции, тяжёлой формой бюрократизации и стремлением части элиты «спрятать что-нибудь на Западе». Национализация элиты не удалась. Идеология, понятая и принятая народом и правящей элитой, может помочь избавиться от этих болезней, лишающих нас суверенитета и будущего.
Модель экономики, образ органичного научного и технологического развития
Общенародная собственность на природные ресурсы. Системообразующие отрасли и структуры должны быть государственными при поддержке инициативы в других сферах. Сырьевой олигархат и бесконтрольная бюрократизация делают нашу экономику «старой» – мы делаем то, что относится к 3-му и 4-му технологическому укладу, игнорируя 5-й и не строя 6-й, который и определяет сейчас технологический прогресс. Повторение «давно прошедшего» в других странах, роль поставщика нефти и газа в мировом разделении труда – тупик, ведущий к войнам и разделу страны. Ключевая задача – повышение восприимчивости экономики к изобретателям, новшествам, новым стратегиям. Необходим поток инноваций, «советское отношение» к науке и изобретательству и экспертиза, позволяющая выбирать лучшее. Мы должны строить высокотехнологичное общество, идущее по собственному пути и следующее завету И.В. Курчатова: «Обгонять, не догоняя». Нынешняя ситуация, в которой «бухгалтеры победили инженеров» неприемлема.
Стране нужен долгосрочный научный прогноз, выработка стратегии и постановка целей на этой основе. Следует обратить внимание на опыт Сингапура, сумевшего в течение нескольких десятилетий увеличить ВВП в 300 раз, на технологические прорывы Китая, Японии, Южной Кореи. В большой степени их взлёт опирался на адаптацию и применение советского опыта. Пора и нам этим заняться.
Повышение уровня образования до мирового уровня
В настоящее время по международному тесту PISA, исследующему способность применять полученные знания по естественным наукам, математике и родному языку, наши школьники находятся в начале четвёртого десятка с мире. Ликвидация нынешней «кадровой катастрофы», паралича управленческой структуры, заставляющей всё время обращаться к «ручному управлению», должны рассматриваться как стратегическая задача. В СССР умели учиться быстро и эффективно, и мы должны вернуться к этой традиции. Необходимо иметь школы и вузы для очень талантливых людей. Каждый яркий талант – национальное достояние. Надо вновь начинать учить элиту, опираясь не на западные «зады», а на алгоритмы решения стратегических задач России.
Нынешнее российская наука находится в положении обслуги западных исследований. России необходимо иметь эффективную научную систему мирового уровня. Следуя логике академика М.В. Келдыша, надо сосредоточить усилия учёных страны на решении ключевых задач, которые позволили бы обществу выйти на другой уровень. Во времена Келдыша это были Атомный и Космический проекты. Сейчас это может быть прорыв в области биологии и медицины (каждая третья научная работа выполняется в этой области) и электроники с телекоммуникациями (мы далеко отстаём сейчас в этой области от ведущих стран, не имея собственных персональных компьютеров, мобильных телефонов, цифровой платформы). Нам нужно вернуться к звёздам, развивая яркие оригинальные проекты.
Наш прибавочный продукт невелик, поэтому нам надо обратиться к советским формам организации научной деятельности, стоявшей на Академии наук, отраслевых институтах и Госкомитете по науке и технике. Огромную роль для нашей цивилизации имеет мечта, и наука должна быть инструментом для её воплощения.
Образ и тип личности
Творец, созидатель, ценящий счастье ближних как своё. Пользуясь терминологией Льва Николаевича Гумилёва, человека нашей цивилизации выковали экстремальные природные условия и суровая историческая траектория. Кардинальные отличия от Запада показывает сравнение двух любимых сказок. На Западе – Золушка, примерная девушка делала всё по правилам и в конце получила желаемое – прекрасного принца. Наш любимый образ – Иван-дурак. Он не слишком хорош для рутинных дел, но в экстремальной ситуации его смелость, самоотверженность, способность помочь и принимать помощь решают удивительные задачи. Он готов к Чуду.
Наш характер парадоксален. Изба покосилась, забор прохудился, но весь город в храмах. Готовность к «возделыванию себя», к тому, чтобы «вопрос разрешить». Казалось бы, это типичные черты интроверта. И при этом — стремление заглянуть за горизонт. Способность удивительно быстро освоить огромную Сибирь, дойти до океана, открыть Антарктиду, шагнуть в космос. Это экстравертность и ощущение внутренней свободы, стремления к воле: «Вы только недовольных урезоньте, когда я покажусь на горизонте». Удивительная способность к синтезу, к сочетанию этих двух качеств.
В экстремальных условиях России одиночка не выживает, отсюда способность к самоорганизации, готовность понять других людей. Отсюда стремление объединять, сплачивать. Дружба народов, лежащая выше политических интриг, – важнейшее достижение нашей цивилизации.
Острое ощущение справедливости: «От дел праведных не наживешь палат каменных», «Кому много дано, с того много и спрашивается». Значимы традиции старообрядцев, в которых отношение к человеку определялось праведностью проживаемой им жизни.
Расширение России, освоение новых горизонтов привело к огромной роли в сознании будущего, к ощущению, что дети и внуки должны жить лучше, чем мы. Отсюда понимание важности больших, крупных проектов. Без этого – кризис, потеря смыслов. «Жить некуда, вот и думаешь в голову», – как формулировал Андрей Платонов. Императив будущего должен быть одной из доминант идеологии. Однако без достойного настоящего, без высокого качества интересной, содержательной, значимой жизни Будущее не состоится.
Образ культуры
Наша цивилизация имеет великую литературу, прекрасную поэзию, замечательную музыку и вместе с тем — огромные проблемы в культуре. Культура современной России поражена «чаадаевским синдромом» – ощущением второстепенности по сравнению с западной и мазохизмом в отношении к собственной истории. Российской элите постоянно предлагали учиться у голландцев, у немцев, у французов, у американцев, сейчас энтузиасты предлагают перенимать китайский опыт. Войны, кризисы, малый прибавочный продукт, немногочисленность подлинной элиты, более скромное денежное содержание её, по сравнению с Западом, периодические попытки догоняющего развития неизбежно приводили к деформации культуры. И горбачёвщина, и ельцинщина являются трагическими попытками прозападной модернизации ценой отказа от суверенитета в ключевых областях и собственного культурного развития.
В настоящее время происходит переход от индустриальной к постиндустриальной фазе развития цивилизации. Катализатором этого перехода стало тотальное использование компьютеров в быту. Глубина, масштаб и скорость происходящих изменений позволяют говорить, что совершается гуманитарно-технологическая революция, переход от мира машин к миру людей. Культура в формировании человека XXI века будет иметь ключевое значение.
Есть, по сути, главная альтернатива. Первый вариант предлагает Клаус Шваб. Он очень близок к тому, что описывал Ф.М. Достоевский в повести «Великий инквизитор». Это контроль немногих над всеми, лишёнными реальной свободы. Имитация принципов вместо следования им. В варианте Шваба контроль за простыми смертными должен наблюдаться благодаря тотальному мониторингу электронных средств и триллиону «наблюдатчиков», расположенных всюду.
Другой вариант, на который и должна ориентироваться наша культура, должен позволить выращивать осознающих реальность, ответственных, взрослых (в психологическом смысле) людей. Принципиально гармоничное развитие эмоциональной, рациональной и интуитивной сфер. Наша культура, не отрицая традицию, должна быть устремлена в будущее. Люди за рубежом, тепло относящиеся к России, хотят знать не про ложки и поварёшки, а про то, что несёт Россия себе и миру. Нынешнее отсутствие образа будущего нашей цивилизации продляет безвременье. Советский опыт развития культуры 1920-х годов показывает, что она может быть мировым лидером, предлагающим новый тип жизнеустройства.
Нам нужно иметь собственные телевидение, киностудии, книги и музыку мирового уровня. Развивающие не идею «техночеловека» или «либертарианства», а императивы мира России. Мы должны бесплатно учить детей музыке, спорту, изобретательству, математике, другим видам творчества. Это основа для прорыва в будущее! Разнообразие, творчество, поиск должны стать императивами нашей культуры: «Твори, выдумывай, пробуй!» Сеть специальных школ по всей стране, в которых работают прекрасные учителя, – наше послание Будущему. По сути, нам нужна новая культурная революция, позволяющая двигаться вверх, к звёздам, а не плестись в хвосте, как сейчас.
Образ природы и цивилизации в природной среде
В каждой точке страны человек должен иметь возможность жить долго и счастливо. Именно на это должна ориентировать систему расселения будущая идеология. К сожалению, мы сейчас движемся в противоположенном направлении. Страна должна быть общим домом для граждан всех поколений, а не набором «княжеств», выданных в «кормление» близким боярам и дворянам. Переход от «москвоцентричного» и «питероцентричного» развития к гармоничному обустройству страны, к «собиранию» общества и территорий, к формированию нового единства. Проекты такого расселения есть у российских архитекторов. Для сохранения территориального единства страны должна выполняться «транспортная теорема» – пути сообщения должны развиваться быстрее экономики тех территорий, которые они соединяют. Нам нужны хорошие, надёжные дороги (и инженеры имеют их проекты), а не гигантские расходы, постоянно направляемые на ремонт, а также новые средства транспорта и политическая воля для этого. Нас искусственно оставляют в «транспортном прошлом». Например, у нас практически нет малой авиации, и только 300 аэродромов. В США она есть и аэродромов более 19 тысяч. Вакуумный транспорт, патент на который был получен в России в 1912 году, развивает, судя по расчётам, скорость в 6400 км/час. Чтобы достичь хороших результатов, следует идти вперёд, а не повторять давно сделанное другими странами.
Индикатором отношения к природе и людям является методы рециклинга бытовых и промышленных отходов, уровень очистки выбросов. В странах-лидерах перерабатывается 95% отходов и захоранивается 5%. У нас пропорция обратная. Во многих регионах дела ведут так, как будто мы живём «начерно», а уже потом будем жить «набело». Этот подход, типичный для чрезвычайных ситуаций, неприемлем в нормальной жизни. Следует сразу жить «набело».
Образ гармоничного мироустройства
Строительство прекрасной страны для счастливых людей – это большой проект мира России XXI века, не менее важный, чем Атомный и Космический проекты для XX века. Именно успех этого проекта определит место России в мире и истинный смысл её идеологии.
Гармоничное мироустройство – это диалог цивилизаций со своими смыслами, проектами будущего. Война, слишком разрушительная в нынешних реалиях, во многом исключает военную конфронтацию. Хочется надеяться, что пандемии не станут инструментом управления миром. Поэтому решающим фактором становится образ жизни человека, его внутренний мир и возможности для творчества. Экспорт революции и контрреволюции не нужен, однако если кто-то хочет воспринять элементы идеологии России и отношения нашей цивилизации к миру, этому не следует препятствовать.
COVID-19 преподнёс серьёзный урок. Несмотря на закрытие границ, ликвидацию значительной части малого и среднего бизнеса, экономика всех стран успешно работала. Развитие технологий сделает ненужным участие многих людей в сфере производства и обслуживания. В мире в ближайшее десятилетие будет много свободных людей. Один вариант мироустройства предполагает воспроизводство паттерна позднего Рима, в котором праздная толпа требовала хлеба и зрелищ. Другой воспроизводит «Матрицу» с электронным одиночеством людей, которые готовы жить в призрачном мире, не интересуясь другими. Нам нужно другое. Главная цель идеологии – предложить людям содержательную интересную жизнь, видение будущего, порт, к которому следует двигаться.
Другие проблемы будущего
Мы идём по ложному пути, ведущему в исторический тупик. Наше место на карте мира в различных сферах жизнедеятельности уменьшается. Страна не обладает реальным суверенитетом в ряде ключевых направлений и не может освободиться от прозападных влияний. Достаточно сравнить путь и полученные результаты за 30 лет – СССР с 1945 по 1975 год и Российской Федерацией с 1991 по 2021, чтобы стало ясно – мы идем не туда и теряем историческое время.
Чтобы выйти вперёд, надо подвести черту под прошлым. В сознании элиты и народа должно быть ясное понимание, кто, как и почему разрушил великую страну – СССР – и кто превратил сверхдержаву в сырьевой придаток с олигархическим капитализмом без видения будущего.
Это нужно, чтобы сделанные ошибки и преступления не были повторены, чтобы мы могли продолжить главную ветвь нашей 1000-летней истории и многое начать с чистого листа. Без этого нам не собрать стратегический субъект и не достучаться до молодёжи.
Лозунг момента – слова Суворова: «Мы – русские! Мы победили! Какой восторг!»