В январе 2021 года в издании The Conversation вышла статья Джульетт Фор, докторанта политических наук Института политических исследований (Париж) об Изборском клубе и возрождении идей русского космизма. Этот Институт называют кузницей политической и дипломатической элиты государства. Предлагаем вашему вниманию перевод статьи.
Космизм, сложное интеллектуальное движение, занимающее место на пограничье между богословием и научной перспективой, зародившееся почти 150 лет назад, вновь поймало ветер в парус в России. Часть элиты страны видит в нем типично русский ответ на трансгуманизм, якобы торжествующий на Западе. Что же представляет собой космизм, и как он распространяется сегодня в России?
Краткая история космизма, от Российской империи до Российской Федерации
В конце XIX века русский мыслитель Николай Федоров (1829-1903) выдвинул глубоко нравственную и христианскую концепцию науки. Он представлял себе, что человечество может использовать технический прогресс для достижения всеобщего спасения. Научные открытия должны были служить воскрешению предков, достижению бессмертия, преображению человеческой природы в направлении ее обожения, покорению космоса и управлению им.
Вслед за ним известные российские ученые, такие как родоначальник научной космонавтики Константин Циолковский (1857-1935) или основатель геохимии Владимир Вернадский (1863-1945), продолжили развивать его футуристическое и духовное видение технического прогресса.
В 1970-е годы группа советских интеллектуалов увлекается эзотерическими тезисами этих авторов и объединяет их под названием «русский космизм». Будучи инакомыслием по отношению к официальной коммунистической идеологии, космизм, тем не менее, вызывает интерес как академических ученых, так и высокопоставленных членов политического и военного истеблишмента. В том числе, генерал-лейтенанта Алексея Савина, директора секретного подразделения 10003, занимавшегося исследованиями военного использования паранормальных явлений с 1989 по 2003 год. На основе учения Вернадского он развил принципы науки внеземного мира — ноокосмологии. Точно так же в 1994 году заместитель секретаря Совета Безопасности России и бывший директор аналитического отдела КГБ Владимир Рубанов предлагал использовать космизм как основу «национальной идентичности России».
И сегодня космизм служит источником вдохновения для идеологов в поисках национальной идеи для постсоветской России. На наследие космистской мысли особенно претендует близкий к власти консервативный мозговой центр — Изборский клуб, созданный в 2012 году.
Изборский клуб: космизм как национальная русская идеология
Эта группа объединяет полсотни университетских преподавателей, журналистов, политических деятелей, предпринимателей, религиозно настроенных лиц, или бывших военных вокруг империалистической и антизападной линии. Частично поддерживаемый финансированием из Администрации Президента, клуб ставит целью определить идеологию для российского государства. Исходя из этого, он рассматривает науку как поле идеологической борьбы, в рамках которой Россия должна противопоставить свою собственную «технократическую мифологию» западной модели развития.
Последнее обобщенно ассоциируется с «трансгуманизмом», концепцией, к которой идеологи Изборского клуба причисляют как явных сторонников трансгуманизма, таких как Илон Маск, так и любую форму мышления, которая отступает от их видения традиционного общества, такие как феминизм, глобализация или устойчивое развитие. Если некоторые западные трансгуманистические мыслители воспринимают Федорова как пророка в их поисках бессмертия, то Изборский клуб, напротив, отстаивает специфически русский характер космизма и его изначальную связь с «исторической миссией» русского народа.
Сдвоенный, 6-7 номер журнала Изборского клуба за 2020 год посвящен противостоянию между космизмом и трансгуманизмом. Трансгуманизм представлен как продолжение эволюционистского прогрессизма, направленного на освобождение индивида от ограничений человеческой природы путем его гибридизации с машиной. Космизм, напротив, описывается как эсхатологический поиск одухотворения человечества, руководствующийся буквальным толкованием библейских обещаний пасхального Воскресения. При том что авторы Изборского клуба критикуют сциентистскую веру в техническое совершенствование человека, они также отрицают биоконсервативную или экологистскую технофобию. Таким образом, космизм служит для них основой синкретической идеологии, которую они называют «технократическим традиционализмом» и которая сочетает технологическую модернизацию с религиозным консерватизмом.
Эта идеология позволяет осуществить синтез наследия русской истории, сочетающий технологическую и промышленную мощь Советского Союза, и традиционные православные ценности царской России. Более того, президент Изборского клуба Александр Проханов, писатель и редактор крайне правой газеты « Завтра», опираясь на формулу «космизм-ленинизм», утверждает, что глубокий смысл индустриалистского утопизма Ленина исходил из «доктрины русских космистов» и продолжал ее. Таким образом, переосмысление космистского наследия создает единое национальное повествование, которое отвечает стремлению режима Владимира Путина изгладить из памяти конфликты, утверждая «неделимость» и «преемственность» российской истории.
Кроме того, космизм пропагандируется членами Изборского клуба как основа «нового глобального проекта альтернативного развития, который могла бы выразить и предложить Россия». Брак современной науки и политического традиционализма тем самым противостоит классическим западным теориям модернизации, которые предусматривают, что экономическое развитие приводит к конвергенции обществ в одну и ту же политическую модель либеральной демократии. В противовес либертарианству и космополитизму, которые они приписывают Силиконовой долине, идеологи Клуба восхваляют сталинскую модернизацию, осуществляемую авторитарным государством и дирижистско-коллективистской экономикой.
На смену рухнувшему идеалу большевистского общества космизм позволяет обновить империалистскую и мессианистскую концепцию предназначения науки. Крупные научные проекты, продвигаемые клубом (исследование космоса и подводных глубин, освоение Арктики, поиски совершенствования человеческого потенциала), здесь связаны с защитой российской «цивилизации» и ее «духовной безопасности». Таким образом, наука становится вектором реализации «русской мечты», которая должна экспортироваться, заменяя американскую мечту и противопоставляя трансгуманизму «идеалы русского космизма» и «духовной науки».
Взгляды, все шире распространяемые на высших эшелонах власти
Изборский клуб включен во влиятельные силовые сети, которые позволяют ему распространять свои идеи. В июле 2019 года президент клуба Александр Проханов был приглашен в парламент для показа своего фильма «Россия – нация мечты», в котором он пропагандировал свое видение национальной научной и духовной мифологии. Изборскому клубу также близки ключевые фигуры консервативной элиты – такие как олигарх-монархист Константин Малофеев или директор агентства Роскосмос Дмитрий Рогозин. Наконец, он вхож в сердце военно-промышленного комплекса. Свидетелем этих связей стал стратегический ракетоносец-бомбардировщик Туполев Ту95-МК, получивший название клуба «Изборск» в 2014 году.
Ссылки на космизм сегодня и пронизывают речи представителей российской власти. Валерий Зорькин, председатель Конституционного Суда, недавно цитировал ярого пропагандиста космизма Арсения Гулыгу (1921-1996), чтобы побудить расширить смысл общей судьбы русского народа, закрепленный в преамбуле Конституции, до глобального значения, обращенного к «всеобщему спасению».
Таким образом, космизм превращается в национальную мифологию, отвечающую двум императивам нынешнего российского режима: укреплению мощи и определению идейно-политической концепции, альтернативной западному модернизму.