К сожалению, незамеченным для многих прошел знаковый для российской истории и культуры день – День мецената и благотворителя, который в России отмечается 13 апреля. Без сомнений, культура благотворительности – одна из древнейших русских традиций и отличительных черт нашего общества. Наши князья, представители высшего общества, митрополиты и епископы Православной Церкви, купцы, промышленники и предприниматели жертвовали свои средства, поощряли образовательные и культурные проекты, делились своим богатством со страждущими и обездоленными. К XIX веку меценатство стало частью общей культуры обладания властью, материальным достатком и капиталом. Состоятельный человек, претендующий на какой-то вес в обществе, считал за долг жертвовать часть своих средств домам призрения (от устаревшего «призрение» — забота или опека) и богадельням (от «богоугодное дело»). Для российских аристократов и промышленников это было одновременно душеспасительной практикой и показателем социального статуса.

События XX века существенно повлияли на эту многовековую традицию, которая сегодня возрождается вновь. А вслед за ней – шаткий баланс гражданского общества, его единства и общенародного патриотизма. Однако, чтобы вернуться к этим прекрасным традициям, необходимо знать историю – как все было в самом начале, где мы свернули не туда и к чему мы должны вернуться.

Пожалуй, здесь стоит начать с мировой истории. Само название «меценат» отсылает нас ко временам Древнего Рима и известному публичному деятелю Гаю Цильнию Меценату, который был покровителем талантливых соотечественников при императоре Октавиане Августе. Он спасал от преследований и бедности прославленных поэтов и писателей, одним из которых, например, автор «Энеиды» Вергилий. В Римской Империи тех времен было множество бескорыстных благотворителей, однако лишь Меценат поощрял преследуемых властью римлян, за что и был прославлен в истории.

По сей день, таким образом, разделяют благотворительность и меценатство. Под последним традиционно понималась бескорыстная поддержка культурных, научных и образовательных проектов, творческих личностей и талантов. Благотворительность же – это всесторонняя и посильная для жертвователя поддержка нуждающихся.

Эта традиция пришла к нам после крещения Руси в конце X века и поддерживалась преимущественно Церковью. Государство не несло тогда социальных обязательств, и все попечительство об обескровленных и голодающих возлагалось на Церковь. Также христианская мораль поощряла частное подаяние. Уставом 996 года князь Владимир, именуемый в народе «истинным отцом бедных», вменил в обязанность представителям Церкви заниматься богоугодными делами, определил десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. Они же, в свою очередь, помогали сиротам, вдовам и тяжело больным, оставшимся без попечения родственников.

Уже при Иване Грозном принимаются полноценные законы о благотворительности. Были изданы указы царя для помощи разным группам нуждающихся, создаются специальные учреждения — богадельни, финансируемые как из государственной казны, так и за счет пожертвований частных лиц. Значительную работу в поддержке неспособных прокормиться собственным трудом берут на себя монашеские братства.

Михаил Федорович Романов – первый из династии Романовых – в начале XVII века учреждает первые сиротские дома, а позднее, уже при Алексее Михайловиче, появляются специальные приказы, занимающиеся призрением бедных. Их финансированием опять же занимались видные купцы и бояре своего времени. В царствование Федора Алексеевича был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где их учили базовым трудовым навыкам и ремеслам. В тяжелые времена войн представители служб призрения подбирали на улицах калек, немощных и старых, свозили их в специальные дома, где лечили или содержали на средства жертвователей. В то же время каждый по-настоящему состоятельный купец, помещик или дворянин считал своим долгом построить храм, при котором всегда велась какая-то благотворительная деятельность.

Однако частная благотворительность по-настоящему расцвела только при Александре I в начале XIX века. Тогда же меценатство начинает координироваться централизованно – через Министерство народного просвещения. Супруга Александра I создает Имперское человеколюбивое и Женское патриотическое общества. Под их покровительством работают богадельни, своеобразные общежития того времени, ночлежки, дешевые столовые, швейные мастерские и больницы. Поддерживали эту работу опять же частные лица.

Конец XIX – начало XX века становится настоящим расцветом благотворительности и меценатства в России. Достаточно привести лишь несколько самых известных благодетелей того времени. Князь Дмитрий Голицын – высокопоставленный военный и дипломат – одним из первых стал собирать картины западных и российских мастеров. Собранную еще при жизни галерею он завещал на устройство и содержание больниц.

Сергей Строганов учредил прославленную художественную школу, к обучению в которую принимали талантливых детей вне зависимости от положения и состояния их родителей. Сейчас это одно из старейших художественных училищ России, существующих до сих пор как МГХПА им. С. Г. Строганова. Также граф Строганов лично руководил изданием многотомной работы «Древности Российского государства», курировал множество других образовательных проектов. На его средства был отреставрирован сохранившийся до сих пор Дмитриевский собор во Владимире.

Конечно, всем известны имена Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых – основателей знаменитой Третьяковской галереи. Братья владели Большой Костромской льняной мануфактурой, что позволяло им активно инвестировать в искусство и образовательные проекты. В 28 лет Павел решил завещать свое состояние на создание целой галереи русского искусства. Всего за свою жизнь предприниматель потратил на приобретение картин более миллиона рублей. В итоге его галерея стоимостью в два миллиона, да еще и недвижимость, была передана в дар городу Москве. Коллекция Сергея Третьякова была оценена еще в полмиллиона. За многочисленные заслуги и бескорыстную образовательную деятельность император Александр III предложил старшему брату дворянство. Однако Павел Михайлович от такой чести отказался, заявив, что хочет умереть купцом. Третьяковы также содержали училище для глухонемых, помогали вдовам и сиротам живописцев, поддерживали Московскую консерваторию и художественные училища. На свои деньги и на своем участке в центре столицы братья создали проезд, чтобы улучшить транспортное сообщение в городе.

Другой известный пример меценатства – Савва Тимофеевич Морозов. Благотворительностью этот известный предприниматель занимался постоянно: на своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам, выделял стипендии молодым работникам, обучавшимся в стране и за рубежом. Рабочие на его предприятиях были более грамотными и образованными. Помогал он и нуждающимся студентам Московского университета. Савва Морозов был поклонником Московского художественного театра и жертвовал немалые средства на его развитие. Для театра Морозов купил особняк и обустроил его по последнему слову театральной техники. Известны даже слова Станиславского, адресованные Морозову: «Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».

Чем все это не пример современным промышленниками и предпринимателям?

Традиция благотворительности прервалась только 1917 году, когда советское государство заявило о своей полной социальной ответственности, упразднило частное предпринимательство и частное меценатство. Однако в довоенном СССР осуществлялись добровольные сборы голодающим Поволжья, сиротам и зарубежным коммунистическим режимам. В период Великой Отечественной войны была возрождена традиция частных пожертвований, которые рабочие могли сделать из своей зарплаты. Также стало возможным платить членские взносы в благотворительные организации.

В 90-е в Россию пришел дикий капитализм, порвавший с многовековой традицией благотворительности. Во многом из-за этого некоторые весьма скептически относятся к среднему и крупному бизнесу, считают его социально безответственным и думающим только о своей прибыли. Нам всем, и в первую очередь предпринимателям, нужно понять, что благоприятный социальный климат и соответствующее отношение государства сформируются только при изменении самого духа личной хозяйственной деятельности. Благотворительность – это культура поведения ответственного предпринимателя, который не только платит налоги, развивает инфраструктуру и дает рабочие места, но и создает положительный социальный климат в своем городе и регионе. Без этого никакой претензии на влиятельность и уважение в обществе нет и быть не может.

В конечном счете, не важно, движут ли благотворителем религиозные мотивы, патриотизм, любовь к искусству или желание преобразить свой край, тайно это делается или открыто. Главное, что такая деятельность выстраивает мосты доверия и открытости, способствует благосостоянию общества и процветанию всего государства.

Занимайтесь благотворительностью, помогайте нуждающимся, продвигайте таланты – и вам обязательно зачтется!

Сергей Кутенёв
Кутенёв Сергей Николаевич (р. 1983) — депутат Орловского городского Совета народных депутатов VI созыва, председатель Совета Орловской торгово-промышленной палаты. Эксперт Изборского клуба. Подробнее...