Хотелось бы поделиться опытом Изборского клуба Новороссии.

Несколько слов о том, что такое идеология в нашем понимании, ибо консенсуса в этом вопросе нет даже в среде патриотов. Зачастую под идеологией понимается программа действий или политика в той или иной области. Например, изменение экономического курса Ленин назвал НЭП — новой экономической политикой, но никак не идеологией.

Итак, если Донбасс выбирает Россию, а Россия выбирает суверенитет, то тут самый важный и сложный вопрос заключается в том, чтобы осознать, что нам нужна единая победоносная идеология, и разобраться, какая именно. Для этого надо понять, на каких идейных опорах строится любая идеология. А таких самых важных опор всего две: идея формы власти (идея формы правления и идея формы государственного устройства) и нравственная идея. Идеология включает ещё много идей и функций, но самых важных опор, подчёркиваю, две. Если с ними не определились, дальнейшая проработка вопроса не будет результативной, ибо мы утонем во множестве второстепенных деталей, политических программ и лозунгов.

Говоря о нравственной идее, необходимо, прежде всего, соборно принять аксиому «что есть человек». Одно дело, если признать у человека наличие души и духа. Тогда естественными становятся необходимость заботы о душе и тысячелетние нравственные нормы. В этом случае естественной становится «Традиция», исторически основанная на нравственных нормах. Иное дело, если принять на веру материализм (и тут не важно, марксистского или либерального толка). Тут логичной становится идея потребления со всей неизбежностью формирования из человека эгоиста-потребителя, а затем и постчеловека, лишённого любых форм самоидентификации.

Теперь — о формуле победоносной идеологии. Согласно идее Изборского клуба Новороссии, такой формулой русско-российского единения может быть триада: «Традиция. Империя. Народность». Замечу, что в этой триаде нет оригинального авторского самовыражения. Слова в песне, как говорится, — народные. Для русской политической нации, включающей множество братских народов, эта формула задаёт смысл жизни как служение Отечеству и человечеству, как противостояние мировому злу, воплощённому в образе современного либерального глобализма, лишающего даже большие страны их суверенитета и национального облика, а людей — всех форм их идентичности. Идеологема «Традиция. Империя. Народность» показывает путь консенсуса не только между современными «красными» (социалистами разного толка) и современными «белыми» (православными монархистами), между различными этносами, но и между верующими разных конфессий.

Под «Традицией», в первую очередь, имеется в виду возврат к собственным культурно-религиозным, этническим корням и ценностям, а также уважительное, бережное отношение ко всем народам и их культурам. Отеческая «Традиция» несовместима с иностранным влиянием индивидуализма, рационализма и безнравственности. Речь идёт о возрождении возвышающих духовных и нравственных идеалов наших народов. И это вполне нормально для цивилизационной империи как симфонии культур. К примеру, для тюркских народов Средней Азии «Традиция» ассоциируется, в основном, с исламом. Опыт Российской империи убедительно подтвердил полную и благотворную совместимость православных и мусульман. Для русских (великороссов, малороссов и белорусов) «Традиция» включает тысячелетний период высочайшей православной духовности и духовной культуры, лежащих в основании Российской империи, а также почти вековой период советской империи с её замечательными традициями государственного регулирования, госмонополизма, мобилизации, планирования и социальной опеки. Замечу, что православная и советская традиции во многом стали взаимоприемлемы ещё с 1943 года, а с конца 1960-х гг. достаточно сблизились в своих нравственных устремлениях, и поэтому могут теперь — в качестве традиций — бесконфликтно сосуществовать.

«Традиция» (духовная, культурная, национальная) как идеологическая установка ментально принята Кремлём, а также во многих постсоветских странах. Уже одно это хорошо.

Идею имперского строительства нам предстоит отвоевать у идеи федерации. Федерация установлена большевиками насильственно и по национальному признаку, а это мина замедленного действия (В. Путин); федерация легко распадается (вспомним 1991 г.), а нам нужна «игра вдолгую». Нелегитимно установленная в России федерация — это союз демократических республик, а современная демократия является, как известно, ширмой, прикрывающей реальную власть олигархов. Под олигархов «заточены» партии, выборные кампании и постоянная смена политического руководства, часто нарушающая преемственность политического курса. Народам бывшего Советского Союза необходимо признать непреложный факт: все мы — дети советской («красной») и внуки царской («белой») империй. Цивилизационная имперская форма более комфортна для этносов и значительно более устойчива, чем межгосударственные союзы, конфедерации, федерации или, тем более, унитарные государства типа современной Украины. Цивилизационная империя «подтягивает» народы империи до уровня культуры титульного имперского этноса, а варварская империя (например: колониальная, Третий рейх или США) эксплуатирует народы в интересах титульного этноса. Республиканские формы правления постсоветских стран (всех, кроме России) идеологически основаны на гипертрофированном восприятии только своих национальных особенностей, на любых отличиях от центра, что привело к повсеместной русофобии (в угоду Западу и во вред себе), а также к обречённости на полную потерю суверенитета и неизбежный распад. Украина, Прибалтика и Грузия — тому примеры. А мир исламской традиции наших соотечественников не сможет самостоятельно, вне империи, выстоять против нынешнего «крестового похода» Запада. Вне империи никогда не решатся проблемы Нагорного Карабаха, Приднестровья, Абхазии, Осетии и Донбасса. Если власть категорически не допустит идеологему «Империя», в этом крайнем случае её можно временно заменить на «Державность», что, правда, весьма нежелательно, т.к. теряется точность формулы, а стало быть, и её эффективность.

«Народность» означает, прежде всего, устранение олигархии (как явления) и её партийно-избирательных структур, а также народное представительство в органах местного самоуправления. «Народность» подразумевает соборность и возможность социального лифта, государственничество, этатизм, патернализм и доминирование государственной собственности. Под «Народностью» также понимаются такие элементы народовластия, как широкое использование референдумов (в вопросах, где народ имеет компетенцию, например, в делах местного самоуправления) и реальное равноправие в его советском толковании. «Народность» — это ещё и такой тип солидарности, при котором каждый член общества, воспитанный на традиционных ценностях и имперском единении, ощущает себя нужной клеткой единого государственного организма, именуемого Россией. Идея народности сама по себе созвучна стремлению современных социалистов к справедливости и не противоречит ни одному традиционному вероучению наших народов.

Чтобы обосновать, что именно такая версия идеологии является целесообразной и наиболее продуктивной для России в XXI веке, предлагаю пойти путём Изборского клуба Новороссии. Путём проверенным и работающим. Для начала необходимо максимально уточнить объект нашего изыскания. Это значит — соборно принять мини-словарь из сорока-пятидесяти терминов, таких, как: «человек» с его физикой и метафизикой (душа, духовность, совесть, нравственность и т.п.); «идеология» как совокупность идей, важнейшие из которых — идеи власти и идея нравственного идеала; «Отчизна», в том числе — каковы её справедливые современные географические границы, и т.д. Этот словарь можно рассматривать как необходимую систему идеологических аксиом и их сравнений (в т.ч. с бинарными оппозициями). В нём будут содержаться сравнительные суждения по всем терминам и критика иных идеологий. Он будет по своей сути являться обоснованием предлагаемого идеологического концепта. Без такого словаря каждый патриот под каждым термином будет иметь в виду своё, а единение патриотов станет труднодостижимым.

Пропаганда необходима, это аксиома идеологии. Что касается необходимых пропагандистских идеологем, отражающих основные черты образа будущего (это касается всех идеологем, отражающих ответы на все нижеследующие вопросы), то их разные грани хорошо, достаточно полно и красочно изложены в очень близких концептах, таких как: Русская мечта, Русская доктрина, Русский ковчег, Русские коды, Русская цивилизация, Динамический консерватизм, Русский консерватизм, Социал-консерватизм, Просвещённый консерватизм, Проект Россия, Православный социализм, Православный империализм и других, декларирующих идеи справедливости, соборности, солидарности и коллективизма. Все эти родственные концепты вписываются в формулу «Традиция. Империя, Народность». Она объемлет и современных социалистов, монархистов, умеренных националистов.

Прежде формулирования основных черт образа будущего необходим соборный выбор одной из двух сверх-парадигм (или, как у А.Г. Дугина, сверх-обобщающих парадигм). Последние двадцать веков у европейцев дилемма — между богопризнающей сверх-парадигмой и богоотвергающей сверх-парадигмой. В рамках доминирующей материалистической или, что то же самое, богоотвергающей парадигмы, европейцы неуклонно идут по пути к постчеловеку, лишённому любых форм идентичности, к ликвидации государства, всех его институтов, к ликвидации любых легитимирующих инстанций.

В рамках богоотвергающей парадигмы обсуждать нечего, надо разумно сдаваться коллективному «Ротшильду», как это и было сделано у нас в 1991 году. В рамках богопризнающей парадигмы мы приходим к идее Традиции, к идее Третьего Рима как удерживающего мировое зло в лице антисистемы под названием «США», «Империя англосаксов» или «Запад».

Идеал государства — это не рай и не коммунизм, не государство-рынок и не государство-нация, а государство имперского типа как семья народов с традиционно-нравственной атмосферой в обществе, не допускающей установления цифрового ада, который «близ есть при дверех».

Образ-идея страны — цивилизационная империя (как семья народов) с традиционными нравственными ценностями. Для целей пропаганды считаю полезными такие формулировки, как Третий Рим, Храм на холме, Государство Чести, Государство Правды, Народно-монархическое государство, Государство диктатуры совести и т.п.

Идеальный образ — общество, имеющее высочайшие духовно-нравственные идеалы, когда все решения на всех уровнях нравственны в традиционном понимании нравственности. Идеологическую стратегию России вырабатывает «русский комитет 300» (или «идеологический Генштаб», или идеологический ЦК) как высший идеократический орган, тактику и политику — министерство идеологии как подчинённый комитету орган.

Враг организован, в отличие от нас, находящихся в идеологической прострации. В любой войне более организованный всегда побеждает менее организованного. Система, пусть даже не идеальная, всегда побеждает бессистемность. Поэтому нам, лишённым идеологии, нужно создать хорошо организованную идеократическую систему, адекватную эшелонированной идеологической системе противника.

Экономика в нашем образе будущего — со смешанным типом собственности (государственная и частная). Для него характерны государственничество, патернализм, мобилизация. Доминирование государственной собственности и госмонополий. Социально ориентированное государство. Экономика, научное и техническое развитие должны быть лучшими из возможных, следует помнить при этом, что они — не цель, а средство стабилизации государства нравственного типа. Уместен лозунг «модернизация без вестернизации».

Образ и тип личности формируется нравственным идеалом. Мы выдвигаем цель духовного роста в противовес пост-человеческой деградации. Смысл жизни рассматривается как духовное рождение.

Образ культуры также формируется нравственным идеалом. Культура — инструмент, направляющий человека на духовный рост. Культура рассматривается как художественное отражение извечной борьбы добра и зла, как один из путей поиска смысла жизни. Преемственность в развитии европейской культуры видится в единственной цепи: Афины — Рим — Второй Рим (Константинополь) — Третий Рим (Москва).

Заявленная идеологема «Традиция» (во всём многообразии культур и верований) позволяет России стать не только духовным лидером Евразии, но также оплотом угасающей европейской цивилизации и всей белой расы. Для этого Россия должна демонстрировать с открытым забралом своё противоборство всем богоборческим проектам, противоборство разрушению традиций и традиционных ценностей.

Депрессивная атмосфера в современной России должна быть заменена деятельной, наступательной и победоносно-оптимистической. Душевная гармония и оптимизм достигаются чёткими представлениями о добре и зле, правильном и неправильном, истинном и ложном, справедливом и несправедливом.

Необходимо называть вещи своими именами, например, «империю англосаксов» — врагами, варварами и моральными уродами, каковыми они являются, а отнюдь не «партнёрами». Необходимо раз и навсегда остановить русофобию и геноцид русского народа, необходимо восстановление его государствообразующих смыслов. Закрыть все открытые и тайные организации, управляемые из-за рубежа. Национализировать экономику и СМИ.

Необходима всесторонняя идеологическая оценка событий 1917 года и 1991 года, чтобы подобное более не повторялось. Партии, как инструмент олигархического влияния, — следует постепенно отменить. Вместо партий учредить профессионально-корпоративное представительство в Госдуме. Необходимо восстановление суверенитета всех сфер общественной жизни, особенно — в культурной сфере.

Главная трудность, которая препятствует движению к описанному здесь образу будущего, в том, что патриоты сами, снизу практически никогда не могли, да и не могут идеологически объединиться и стать влиятельной политической силой. Только монарх может справиться с этой задачей. Так, Цезарь с Августом сменили курс Рима. Затем Константин Великий сменил курс империи. В России это делали Владимир Великий, Иван Грозный и Пётр Первый. Владимир Путин существенно изменил идеологическую атмосферу с либеральной на патриотическую, но не довёл дело до конца, остановившись на половине пути. Однако, если Изборский клуб сможет подать пример следования объединительной идее, объединив патриотов, то это станет весомым посланием президенту. Если не сможет — это сигнал обществу о том, что даже в одном отдельно взятом клубе интеллектуалов объединение невозможно. А что уж тогда говорить о соборности патриотов всей Руси!

Повторюсь, что тут Изборский клуб Новороссии даёт удачный пример такого единения.

Как обеспечить принятие большинством идеологического курса? Так, как, например, в естественных науках: если на экспериментальную кривую близко не ложатся несколько точек — их просто убирают. Так, в объединяющей идее надо игнорировать мнения членов клуба, исповедующих ортодоксальный марксизм, либерализм или крайний («пещерный», по В. Путину) национализм. Тут важна и достаточна соборность, точнее — принятие концепта большинством голосов членов клуба.

Объединительная идея — возрождение Великого Отечества в форме цивилизационной империи с высочайшим нравственным идеалом. Патриотам должно хватить мудрости отбросить личные амбиции, личную неприязнь и личное несогласие со второстепенными тезисами других патриотов. Единство патриотов должно быть в главном — в служении Отечеству как имперскому организму вселенской значимости, в стремлении преодолеть вражеские либеральные, нацистские и экстремистские идеологические установки, последовательно уничтожающие в России нравственную атмосферу, национальную и культурную идентичность. Единство в осознании того, что все патриоты — в одном окопе и сражаются против прекрасно организованного врага, именуемого «Запад», который нас разобщает и развращает. Поэтому нынешняя идеологическая прострация российской власти — это безумие, причём с летальным исходом. Итак, самое время принять решительные меры, пока ещё не поздно.

Перечень этих мер видится таковым:

Первое. Россия должна быть защищена идеологическим «щитом». Для создания этого «щита» необходимо организовать свой русский «комитет 300», где интеллектуально-духовные аристократы могли бы вырабатывать не только стратегические идеологические установки, но и внешнеполитический курс России на столетия. Необходимо изменение статьи 13 Конституции РФ, разумеется, после проведения всенародного референдума по вопросу идеологии.

Второе. Информационной безопасностью государства и национализацией интернета должны заняться кибервойска Министерства обороны. Под контролем ФСБ (точнее, спецслужбы типа «идеологический СМЕРШ») необходимо закрыть все открытые и тайные организации, управляемые из-за рубежа, и выдворить за пределы страны агентов зарубежного влияния.

Третье. Содержательную часть отеческой, консервативной (т.е. основанной на традиционных ценностях) и победоносной идеологии должен вырабатывать упомянутый выше русский «комитет 300» (идеологический «Генштаб»), которому подчинено соответствующее министерство идеологии. Это министерство будет обеспечивать идеологический суверенитет России, формулировать тактические цели государства и ставить задачи для других министерств (в первую очередь — для министерств образования и культуры), а также осуществлять идеологическую цензуру СМИ и интернета.

Выполнив эти три пункта, Россия быстро выйдет из пораженчески-депрессивного идеологического тупика. И тогда Россия возродится вновь сверхдержавой-победительницей, удерживающей «мировое зло», как это не раз бывало в её истории. Россия станет центром притяжения всех консервативных сил.

Пришло время пробудить энергию воли русского народа. Пришло время вернуть русской политической нации (как союзу народов) возможность с оптимизмом смотреть в будущее.

ИсточникЗавтра
Фёдор Папаяни
Папаяни Фёдор Алексеевич (р. 1955) — учёный, публицист и общественный деятель. С 2016 г. эксперт Изборского клуба, сопредседатель Изборского клуба Новороссии и академик Международной славянской академии (МСА). Член Русского собрания. С 2022 г. постоянный член Изборского клуба. Подробнее...