Иоанн Креститель говорил: «…и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4:16).
Удивительная фраза! Внешне она кажется обыденной, простой. На самом деле, в ней заложен глубочайший смысл, к пониманию которого мы сегодня попробуем приблизиться.
Начну, однако, я с рассмотрения одного вопроса, который поступил в мой адрес от нашего слушателя. Вопрос звучал так: «Как Бог допускает такое количество слез, горя, насилия, предательства и страданий, которые присутствуют в нашем мире и преумножаются со временем? В чем тогда заключено Его доброе начало как Бога любви?» Вопрос, безусловно, очень важный. Часто в людях живет непонимание: как Господь попускает насилие над детьми, допускает несправедливость по отношению к слабым и беззащитным, не прекращает болезни и преждевременную смерть. Отвечая на этот важный и трудный вопрос, я могу высказать только свою личную точку зрения. По-моему мнению, серьезной проблемой современного человека является очень поверхностное знание христианского вероучения, канонических основ нашей веры и непонимание природы Божественного начала. По сравнению с нашими предками, мы — образец духовного невежества и маловерия. С другой стороны, мы, являясь необразованными и духовно слепыми, пытаемся своим материальным житейским крошечным умом судить о Разуме, превышающем наш в безконечное количество раз. Более того, с «высоты» своего житейского опыта мы «прописываем» Господу сценарии тех или иных событий, пытаемся Ему давать «рекомендации», — что Он должен делать в той или иной конкретной ситуации: кого поразить громом, кого наказать, кого остановить и так далее.
Здесь надо сразу поставить точки над «i», как говорил один мой знакомый: «Этому началу надо положить конец». Есть потрясающая вещь, которая меня поразила и дала толчок к размышлению на тему «что есть Господь». Это определение: «Бог есть любовь». Оно в точности раскрывает суть Божию, которая есть безконечное милосердие к человеку. Любому. Праведному и грешному.
Одновременно с этим, человек был задуман и создан Богом безконечно свободным.
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1:27).
Совместить эти два понятия в нашей голове, — безконечное милосердие Божие и абсолютную свободу человека, — очень непросто. Ум наш не особенно силен в таких делах, так как зачастую человек сам в себе не может разобраться, а уж о высоких духовных и философских вопросах ум зачастую и совсем не размышляет. Увы!
Безконечное милосердие Божие заключается в том, что Он долготерпит и безконечно любит человека. Он возлюбил человечество, произошедшее от Адама и Евы, поврежденное первородным грехом, настолько, что отдал Сына Своего Единородного на смертную казнь, чтобы каждый верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную. «Жертва Христа была нацелена на более фундаментальное, на то, из чего проистекают наши грехи — на исцеление самой природы человеческой» (А.И. Осипов, «Суть жертвы Христовой»).
Вот что пишет святитель Афанасий Великий — один из самых авторитетных отцов церкви — в своем труде «Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти»:
«Рассмотрим главный вопрос, который уже почти решен, на основании предшествующих исследований. Вопрос самый главный: о Жертве Христовой, о понимании ее смысла, о том, почему она была необходима и кому была принесена, и почему Бог не мог Своею властью совершить спасение без этой жертвы.
Это центральные вопросы для понимания всего христианского вероучения.
Во-первых, речь идет о том, что Бог Слово добровольно принял эту нашу поврежденную природу, т. е. с первородным грехом. Конечно, добровольно. Никто не мог Бога заставить. А что произошло в результате восприятия этой природы? Бог воспринял поврежденную природу для того, чтоб это повреждение, этот первородный грех был исцелен, был уничтожен. Чтобы человек через это исцеление, восстановление мог войти в полное единение с Божеством, — то единение, к которому человек и призван от начала своего творения».
И еще у него же читаем: «Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиною пришествия Иисуса Христа на землю); посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела, дабы, чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления (т.е. от первородного греха Адамова, тяготевшего на всех людях), с другой — явить Себя победителем смерти, и нетление собственного Своего Тела соделать начатком всеобщего воскресения…»
Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Мы были врагами из-за греха, и Бог определил смерть грешнику. Чему же из двух надлежало быть: надлежало ли по правосудию умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но помысли о Премудрости Божией: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия. Христос «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2, 24). Не удивляйтесь тому, что мир весь искуплен: ибо Тот, Кто умер за мир, не был простой человек, но Единородный Сын Божий…
Смерть была необходима; непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что нужно было уплатить общий долг, лежавший на всех людях. Для этой цели Слово, бессмертное по Своей природе, восприняло смертную плоть, чтобы ее, как Свою собственную плоть, принести в жертву за всех людей, и чтобы плотию претерпеть за всех смерть.
Владыка Христос — и Архиерей, и Агнец, — собственною Своею кровию приобрел спасение наше, востребовав от нас одной веры».
Мы умом немного можем понять божественную необходимость жертвы Христа. Но вот только на миг поставьте себя на место Бога Отца и представьте, что Он испытывал, когда посылал Своего Единородного Сына на такую страшную участь, чтобы Тот искупил наши с вами грехи, т.е. отработал их за нас. Немыслимый по своей глубине поступок! И величие, слава, заслуга Иисуса Христа в том, что Он пошел на верную смерть безропотно, всецело подчиняясь, с одной стороны, воле Отца, а, с другой стороны, исповедуя такую же безмерную любовь к людям и готовность пострадать вместо них. Иисус Христос, воплощенный Бог Слова, вторая составляющая Святой Троицы (Бог Отец, Бог Слова (Бог Сын), Бог Святой Дух). Он точно так же, как и Его Отец, безконечно любит людей и пошел на жертву сознательно, желая взять на себя грехи людей, пострадать за них, искупить и спасти все человечество: «Пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбивши Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин 13:1).
Безграничное милосердие Божие выражается в том, что сколько бы грехов мы не натворили во время своей земной жизни, все они прощаются Богом во время нашего покаяния: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Причем, Господь терпит и прощает абсолютно все наши грехи, без учета их количества, тяжести, сроков давности и пр., терпеливо относится к любому нашему решению, даже к самому неправедному и губительному для души — частицы Божией в нас.
Все мы, включая самых отъявленных разбойников, приходим в этот мир невинными, светлыми младенцами, и радость Божия при рождении каждого нового человека огромна. Затем мы растем, познаем мир, постепенно вбираем в себя не только хорошее, но и плохое, начинаем грешить и потихоньку укрепляться в том или ином грехе. Каждый наш неправедный поступок или мысль сильно ранят и огорчают нашего духовного Отца, а мы об этом даже не думаем. Мы думаем в момент совершения греха, как бы нам поудачнее «натворить дел» и чтобы нам за это ничего не было. Господь все это терпит. С возрастом грехи человека становятся все более «весомыми», растет их «качество» и количество. Все серьезные грехи и страсти произрастают из маленьких «невинных» дьявольских помыслов и плохих дел. К «большому» результату человек приходит постепенно, «готовит» себя длительное время. Наркоманами, пьяницами и мошенниками в одночасье не становятся. К этому «выдающемуся» результату человек приходит постепенно. Наглядный пример — жизненный путь Родиона Раскольникова, показанный в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Постепенно, по наущению дьявола и при своем личном попустительстве, борясь со своей совестью и заглушая страдания души, «герой» подводит себя к убийству, «рождая» теорию исключительной вседозволенности.
Путь к совершению греха — всегда длительный и мучительный. Дьявол хорошо «работает» над совращением человека, постоянно толкает его к совершению греха и погибели души. Дьявольский труд — очень злостный, кропотливый, многоходовый и продолжительный. Но для погибели души человека он готов «пахать и пахать» неустанно, не гнушаясь никакими уловками и хитростями. Поэтому надо очень крепко запомнить и не питать иллюзий, что выйти из греха можно так же легко и просто, как и войти в него. Это совсем не так.
Да, покаяние производится в один шаг. Но, чтобы прийти к нему, человек должен осознать степень своего падения, решиться перестать грешить и повернуть свою душу к Богу. Для такого «простого» осмысления часто требуется много времени, большая внутренняя работа над собой, решительность идти и «впредь не грешить». Если вспомнить того же Раскольникова, то только попав на каторгу, привязавшись и полюбив Соню, он постепенно начинает задумываться над истинными ценностями жизни. Таков был долгий путь его раскаяния.
Искреннее раскаяние — настоящий Божий дар. В этот момент сердце раскрывается, чувствует присутствие Божие и наполняется любовью. Как мы говорили раньше, покаянию нельзя научить или заставить совершить. Нет таких педагогических приемов и методик, которые были бы способны обновить сердце, сделать его способным каяться, любить, смиряться и прощать. Но если человека коснулась Божия любовь и он приносит всей своей душой искреннее покаяние, то «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Псалтирь, 50 псалом царя Давида). Пребывая в таком покаянном состоянии, человек может измениться и быть прощен мгновенно. Самый страшный грех смывается с души человека, кроме греха хулы на Святого Духа и самоубийства, потому что оно не предполагает никакого покаяния.
Рассмотрим теперь понятие свободы, дарованной Господом человеку как своему собственному образу и подобию. Господь никогда не нарушает свое обещание, собственный договор с человеком, поэтому человеческая свобода богоподобна и безгранична. Все свои поступки и даже мысли человек произволяет по своему желанию и разумению, он ни в чем не ограничен, — ни в добре, ни в зле. Поэтому, когда человек совершает зло, он не может сказать, что его кто-то заставил и он был вынужден поступить именно так. Известнейший политический деятель и философ ХХ века Махатма Ганди в своих трудах и беседах раскрывал свои жизненные принципы: «Моё убеждение таково, что никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость… Меня никто не может заставить отдать свою свободу, если я сам добровольно не соглашусь на это… Никто не может причинить мне боль без моего согласия».
Рассмотренные нами два полюса — безконечное милосердие Божие и безграничная свобода человека — каким-то образом присутствуют, умещаются, уживаются на планете Земля, определяют полноту земной жизни всех людей. Поэтому, когда вокруг нас творятся какие-то неправедные, злые, несправедливые события, то все они являются следствием деяний самих людей, а никак не гневом Божиим.
Даже дьявол, который старается совратить души людей и подталкивает их на совершение греха, выступает только как подстрекатель. Все зло творит только сам человек.
Понимая это, мы должны брать полную ответственность за все свои поступки, — хорошие и плохие, — на себя. Очень полезно оглянуться на свою жизнь и посмотреть на нее в обратном отсчете времени, ретроспективно. Уверяю вас, что чем дальше вглубь своей дороги жизни вы будете всматриваться, тем большее количество неблаговидных нераскаянных поступков и мыслей будет приходить на ум. Есть над чем работать.
Некоторые участники наших занятий спрашивают меня по поводу проклятий: что такое Божие проклятье, существует ли оно в реальной жизни, и как Бог, если Он есть Любовь, может кого-то проклясть? Можно ли избежать проклятия?
Вообще, понятие проклятия — очень важное понятие для нас. Отвечая на поставленные вопросы, хочу сослаться на статью «Проклята земля в делах твоих» русского православного мыслителя и богослова Евгения Андреевича Авдеенко. Очень рекомендую ее к прочтению. Ниже привожу выдержки из статьи.
«В первых главах книги Бытия, — Ветхом Завете, — мы находим три проклятия от Бога: первое — змею, в образе которого действовал сатана; второе — проклятие земле-кормилице; третье — проклятие человеку Каину. Как понимать проклятие, изрекаемое Богом? Бог — Творец всего и Господь всех, Он властен благословить, властен проклясть… Это не так» …
Рассмотрим сначала само понятие «Божественное проклятие», его основные свойства, когда и как оно совершается, какие имеет последствия.
«Проклятие никогда не происходит непосредственно от Бога, но — от Божьего миропорядка: поскольку ты сотворил это, ты уже проклятый — подвергся проклятию». Господь не проклинает никого, Бог есть любовь и только любовь. Проклятие происходит как естественное следствие в результате злого умысла и действия, от непослушания Богу, противления Ему (что и произошло у дьявола, Адама и Каина в Ветхом Завете). «Сатана воспользовался свободой человека и внёс нарушение в мироздание, сотворённое Богом, поэтому сатана в образе змея получает проклятие от Божьего миропорядка.
Тот, кто попал под проклятие, никогда не проклят сам по себе, но — относительно других существ, которые сопоставимы с ним. Бог говорит змею: ты проклят «от» них (можно перевести «из» них). Проклятие всегда относительно: оно показывает, где теперь в Божьем мире находится существо, подвергшееся проклятию, какова теперь степень его близости к Богу (отдалённости от Бога). Так, Господь сказал змею: «Проклят ты от всех скотов и от всех зверей полевых». Чем плохи эти другие существа, относительно которых проклят сатана в образе змея? Они — хороши, о них сказано: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:25). Сатана, как один из ангелов, был сотворен в «день один», а теперь он ниспал с высшего неба на уровень животных шестого дня. Одно из имен сатаны — бехемот — скотье, скот скотов (Иов 40:10), он «ест траву, равно как волы» (Иов 40:15)… Имеющий ангельский ум стал ниже скота, проклят относительно скота и зверя. То, что «хорошо» для животных (зверей и скотов), для сатаны, относительно которых он проклят, есть клеймо крайней низости — вечной привязанности к земному… Первотварный дух ангельский воспользовался обличьем животного земли. Теперь сатана проклят перед животными земли.
Проклятие — это всегда изменение бытия в худшую сторону и ограничение свободы. Во-первых, это лишённость, ограничение, подчинённость. Во-вторых, с проклятием что-то примешивается чужое, приходит внешнее: то, что само по себе было чужим, теперь оно тут, не-свое-не-отвязное… Проклятие приносит лишение свойственного и привязанность к чужому… Сатана соблазнил человека, сатана теперь привязан — к человеку. Сатана ненавидит человека и не может быть без человека. И люди, хотят или не хотят, не будут жить без диавола. Человечество и диавол в земной жизни связаны враждой навсегда.
Духовная вражда положена человеку от грехопадения до конца времен — это одна из основ библейского мировоззрения. Противоположно ему гуманистическое мировоззрение. В гуманистической картине мира нет Бога и нет диавола, нет знания о достоинстве человека и нет знания о противостоянии в духе. Когда человек (в гуманизме) мыслит себя как «высшую ценность», он не хочет знать, что человек — образ Божий. Когда человек (в гуманизме) мыслит себя как автономное существо, он не хочет знать, что в духе есть вражда, которая выше всякого миролюбия. Поскольку сатана враждует с человеком, его лучшая тактика — внушить людям, что сатаны нет. Если нет возможности убрать сатану из религиозной картины мира, то другая тактика — превратить его в отвлечённую идею (зла) или лишить конкретных узнаваемых черт. Главное для сатаны, чтобы не было с ним осознанной вражды. Всеобщий мир — вот чего хочет враг рода человеческого.
Последнее свойство проклятия. Тот, кто проклят, в конце потерпит поражение… Сам Господь поразил змея в голову: единственное уязвимое место сатаны — это ущербные помыслы гордого ума. То, что Бог может взойти на крест, было непостижимо для духа, чьи помыслы — только земля.
Сатана создает условия и караулит момент, когда все наши помыслы пекутся о земном, потому что тогда мы становимся уязвимы от диавола. Если наши помыслы о небесном, — мы стоим на земле безопасно.
Соблюдение помыслов от лукавого осуществляется в смирении: смирение охраняет человека от диавола. В этом последний смысл того действия, которое совершил Иисус на Тайней Вечере: когда Он умыл ноги ученикам».
Когда Адам и Ева отступили от единственной заповеди Божией и были изгнаны из Рая, в их лице все историческое человечество тоже лишилось возможности жить в Раю. Причем, реальный отсчет времени и понятие исторического периода возникло только после грехопадения первых людей и переселения их на новую территорию, где началась их новая история. Если внимательно читать Ветхий Завет, то обнаруживаем, что Бог не проклинал Адама и Еву, он даже не проклинал невинную землю, которая не участвовала в грехопадении людей. Когда Он изгонял Адама из Рая, Его слова звучали так: «Проклята земля от дел твоих» (Быт 3:17). Некоторые богословы и экзегеты (специалисты, изучающие, переводящие с древних языков и объясняющие смысл библейских текстов, исторических богословских документов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников) слово «дела» понимают шире, как «проекты, намерения». В этом смысле вышесказанная фраза Бога трактуется не как проклятие, а как предупреждение всему человечеству, что земля меняется от выбора человечеством материального вектора развития вместо духовного, изначально завещанного Богом. И, как следствие, человечество будет испытывать последствия своего грехопадения и выбора реализуемых «проектов развития». В качестве примера, одним из самых «громких проектов» человечества было строительство вавилонской башни. В результате его «реализации» облик человека и место обитания людей — земля — кардинальным образом изменились. Мы потом еще вернемся к результатам «строительства» башни и полученным «результатам».
Возвращаемся к нашей теме. «Проклята земля от дел твоих». Действительно, за много сотен поколений люди натворили и продолжают «творить» очень много неблаговидных дел на своей земле. В настоящее время все плохое идет по нарастающей, близкой к экспоненте: продолжается глумление над землей, расточительно тратятся ее богатства и недра, с каждым годом ухудшается экология, резко увеличилось число техногенных и природных катастроф, уничтожается живая природа и среда обитания самого человека, из естественных условий жизни люди все больше стремятся в активно растущие искусственные «каменные джунгли» городов. Сомнительные блага цивилизации достаются человечеству слишком дорогой ценой — ценой разрушения самого себя. Сам человек из хозяина земли и сотворца Богу превращается в подопытного кролика, объект для страшных трансгуманистических экспериментов, т.е. становится «лишним звеном» в искусственно навязанном «прогрессе», попросту мешает ему. Таким образом, от Бога мы получили не проклятие земли, а предупреждение: Господь объявил, что будет с землей после грехопадения, нарушения Божественного мироздания и смены парадигмы развития человечества.
Еще одно проклятье, которое отражено в Ветхом Завете, — это проклятье змею, в образе которого действовал сатана: «И сказал Господь Бог змею: «поскольку ты сделал это, проклят ты от всякого скота и от всякого животного полевого, на чреве твоём ходить будешь и прах есть все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её: оно [семя — он] будет поражать твою голову, и ты будешь поражать его пяту» (Быт. 3:14).
«Смысл слов, сказанных Господом: «поскольку ты сотворил это, ты уже проклятый, т.е. подвергся проклятию. Проклятие никогда не происходит непосредственно от Бога, но — от Божьего миропорядка. Сатана воспользовался свободой человека и внёс нарушение в мироздание, сотворённое Богом, поэтому сатана в образе змея получает проклятие от Божьего миропорядка: земля была проклята от дел человеческих, сатана — от скотов и земли.
Человек при грехопадении, пойдя на поводу у сатаны, послушался его, а не Бога. Тем самым, человек покорился сатане и переуступил ему право распоряжаться всем тем, чем владел сам, — землей и ее богатствами, деньгами, властью, царствами и так далее.
О змее сказано: «Змей был хитрее, чем всякое животное полевое» (Быт. 3:1). Образ сатанин — «змей, животное на земле» (Быт. 3:1), потому что сатана ниспал с неба на землю. В Книге Иова сказано о сатане: «Нет на земле ничего подобного ему» (41:24). Сатана захотел не иметь подобного себе, быть бесподобным, но на небе были подобные ему (Ангелы Божии). Сатана ниспал на землю, он в образе змея, животного земли, пришел в рай, достиг своего. «Завистью диавола смерть пришла в мир» (Прем. 2:24). Первотварный дух ангельский воспользовался обличьем животного земли. Теперь сатана проклят перед животными земли». (Е.А. Авдеенко, «Проклята земля в делах твоих»).
Но это все равно не проклятье Бога в полном смысле слова. Если бы Господь Сам проклял сатану и его демонов-слуг, то они просто не смогли бы существовать ни в материальном, ни в духовном мире. Здесь мы тоже видим некое предостережение, определение, которое Господь провозглашает, некие духовные границы, выходить за которые сатана после содеянного не может.
И еще одно проклятье мы встречаем в Ветхом Завете в отношении первенца Адама и Евы — Каина, которому было сказано: «проклят ты от земли» (Быт. 4:11):
“И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле” (Быт. 4:10-12).
Каин, у которого Бог не принял жертву вместо того, чтобы найти причину такого отношения в себе, разобраться и исправить свое отношение к Богу, воспылал к Нему обидой и завистью к своему младшему брату Авелю, у которого жертва была принята. По зависти Каин убил, точнее — заклал, как невинного агнца, — своего брата Авеля и был проклят от невинной земли, которая, кстати, к тому моменту уже была проклята по делам его отца Адама. Когда невинная кровь Авеля коснулась земли, она сама возопила к Богу. Вопль ее достиг Неба, и оно содрогнулось. И только после этого Господь определил, что Каин не будет получать от земли силу ее: «проклят ты от земли» (Быт. 4:11). Это очень весомое и непростое определение в отношении Каина и всего его многочисленного потомства, живущего на земле доныне. Причем, учитывая реалии сегодняшнего дня и вектор развития современного человечества, потомков Каина живет на земле гораздо больше, чем потомков праведных Авеля, Сифа и самого Адама.
Каин, совершивший братоубийство и не раскаявшись, как того ожидал Бог, потерял силу, которую давала ему земля. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности.
«По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его — очевидны» (Е.А. Авдеенко «Каинитяне — первая цивилизация»).
Отторгнутый от земли, Каин стал непроизвольно формировать другую среду обитания, которая хоть немного заглушала бы муки его совести; среду, в суете которой голос Бога не был бы так слышен; среду, которая бы хоть как-то защищала его и потомков от нападок внешнего мира и возможных посягательств на его жизнь со стороны родственников. Как убийца, он интуитивно опасался за свою жизнь, на что Господь ему сказал: «за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его». (Быт. 4:15) Тем самым, Господь, несмотря на тяжесть содеянного Каином, дал ему и его потомкам шанс на продолжение рода и исправление своих грехов.
Каин построил первый на земле город-крепость, назвав его по имени своего первенца — Енох (от глагола «обновлять, наставлять»). Это было очень знаковое событие для дальнейшего вектора развития всего человечества, — произошло зарождение цивилизации, которая играет чрезвычайную роль как в современном мире вообще, так и в личной жизни каждого.
Город стал искусственной заменой Божьего мира не только для Каина, но и для огромного числа его потомков, предпочитающих шумную городскую среду обитания естественному, заложенному Богом проживанию на земле. Современные горожане не чувствуют силу, исходящую от земли, они в прямом смысле оторваны от нее многоэтажьем своих домов.
Городская «продвинутая» среда обитания, успешно заглушающая глас Божий, способствовала развитию целого течения каинитов, — ответвлению человеческой цивилизации, целью которой является мировое господство и замещение законов Божиих своими лукавыми «правилами» проживания. Для более глубокого понимания задач и сущности цивилизации каинитов рекомендую прочитать замечательную статью Валентина Юрьевича Катасонова «Цивилизация Каина», в которой он системно раскрывает основные признаки и жизненные цели «избранных» мира сего.
К сожалению, растет число городов на земле, растет и роль течения каинитов в современном обществе. Священник Александр Круглов пишет о так называемой «духовной элите» современного мира: «По-прежнему страх гонит по земле духовных наследников Каина, именующих себя обыкновенно духовной элитой. По-прежнему они рвутся в науки, искусство, коммерцию, вкладывают в суету все силы и страсть души. Результатом этого духовного блуда становятся спруты банковской системы, бесчеловечные эксперименты, а также параноидальная какофония звуков, цвета, слов, именуемая гениальными творениями» (Священник Александр Круглов. «Последняя война». — М.: Просветитель, 2004, с. 223)
Городская «продвинутая» среда воспитывает в своих жителях — каинитах такие неприглядные качества, как изворотливость, лукавство, подмена понятий, «болтология» и пр. Потомки, на которых лежит «печать Каина», — великолепные говоруны, могут с легкостью «уболтать» любого, очень любят поговорить и абсолютно не приемлют, когда их просят помолчать. Среди журналистов много таких «специалистов». Они великолепно дискутируют, с легкостью отстаивают свою точку зрения, даже если она изначально лукавая и неправильная. Они очень любят спорить и побеждать в споре. Они — великолепные посредники, торговцы, финансисты. Главная черта каинитов: они предпочитают жить плодами чужого труда, т.е. трудами тех, кто может жить на земле и кому земля дает свою силу.
А что такое сила земли? Нам тоже понятно. Господь, когда определял Адаму всю его предстоящую жизнь после грехопадения, сказал ему: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3:17-19).
Каждый из нас, кто хоть изредка трудится на дачах и земле, хорошо знает, какой это нелегкий труд — вырастить полезное растение, цветок или овощ. Чуть запустишь — и сорняки уже выше картошки. Месяц отдохнул от земли — и трава по пояс, урожая не будет. Откуда берутся эти сорняки — никто не знает, но ведь берутся, да еще в каком количестве! Сама земля взращивает сорняки, а нам приходится постоянно с ними бороться, чтобы вырастить хоть какой-то урожай. Полезные растения сами не растут. Их надо проращивать, посадить, поливать, пропалывать, прореживать, пикировать и прочее, и прочее. Обо всем этом Господь говорил Адаму. И не только. Он в тот момент определял судьбу человеческой души: «внутренний» человек наш после грехопадения, подобно земле, всегда будет засорен. Человек — это не только Дух Божий, который пришел в него в виде души и Духа от дыхания Творца, но это еще и земля, — основная часть нашего двуипостасного существа. Мы состоим из земли: «…доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3:19). Кстати, Иисус Христос тоже называл Себя «хлебом жизни»: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6:35). «Добывать» связь с Иисусом Христом будет так же трудно, как и добывать пропитание на земле. Этот хлеб Господь имеет ввиду.
В прошлый раз мы говорили о сорняках сердца, которые постоянно произрастают в нем и которые надо постоянно выпалывать, то есть, очищать своего «внутреннего» человека. Трудиться на духовной почве тоже надо «в поте лица». Это очень серьезная, тяжелая и мучительная работа, требующая огромных усилий, хотя внешне, практически, невидима. Когда мы начинаем избавляться от последствий грехопадения, от своих личных и родовых грехов, то, по словам многих подвизающихся, «гораздо легче кирпичи таскать», чем прибираться в своей душе.
После грехопадения Адама и Евы в Раю, после убийства Авеля Каином Господь не проклинал всех участников этих событий. Он только доходчиво объяснил им, в каком мире им предстоит жить после нарушения Божьего миропорядка, как изменился, исказился мир после совершенного ими греха. Мы, как потомки первых людей, также вынуждены жить в этом измененном мире.
Подводя черту, хочу сказать, что вопросы о милосердии Божием, о проклятьях, о покаянии, о свободе выбора человека всегда должны быть «на слуху», в центре внимания своего «внутреннего» человека. Они очень важны для правильного становления души, для ее единения с Богом. Нам действительно надо чаще отрываться от сиюминутных внешних забот, не увлекаться излишним попечительством, рассеивающим наше внимание, поменьше тратить себя на «высокие» политические задачи и далекие события, которые от нас практически не зависят. Чрезмерная трата своих внутренних ресурсов на внешний мир не дает пользы для души, — мы становимся подобны нефтяной пленке, которая растекается по поверхности лужи очень тонким слоем и рвется от малейшего дуновения ветерка. Крайне полезно воспитывать в себе глубокое отношение к жизни, к ее истинным ценностям, к состоянию нашего «внутреннего» человека, то есть к тому, что действительно важно и на что мы реально можем повлиять, исправить в себе.
Поэтому, прибегая к безконечному милосердию Божию и пользуясь своей безграничной свободой (правильного) выбора, мы должны понимать, что никакой дьявол не может заставить нас выбрать путь погибели, если только мы сами этого не хотим. Все наши беды — только от нас самих. Мы сами слушаемся лукавых прилогов, разжигаемся, пленяемся, грешим. Зная это, мы можем повернуть свой корабль вспять, от греха, и выбрать путь покаяния, спасения своей души, угодный нашему Создателю. «Ибо вот, Царствие Божие внутри вас» (Лк. 17:21).
Мы можем, постепенно погружаясь в глубину Божиего мироздания, разбираясь в его законах и устройстве, познавая все его плюсы и минусы, и при этом, опираясь на милосердие Божие, преодолевая свои грехи, равно как и дьявольские искушения, преобразить свою душу, очистить, изменить и, в итоге, спасти ее.