Нездоровая демографическая ситуация в нашей стране – одна из ключевых российских проблем, от решения которой зависит благосостояние наших граждан и усиление государства на мировой арене. Сейчас для ее решения действуют десятки программ в рамках нацпроекта «Демография». О создании благоприятных социальных условий для рождения детей неоднократно в посланиях говорил наш Президент, этот же вопрос мы многократно поднимали на региональном уровне. Ведь если в ближайшие десятилетия мы не обеспечим здоровый социальный климат и условия для повышения рождаемости, то у нас попросту не будет необходимого человеческого ресурса для экономического рывка и защиты интересов страны в мире. По данным Всемирного банка, в развитых странах ресурс трудоспособного населения составляет от 68% до 76% всего национального богатства. То есть в современном мире человеческий потенциал выступает главным фактором экономического роста, и от его состояния зависит эффективность использования всех прочих ресурсов развития.
Здесь, к сожалению, Орловская область значительно отстает от большинства регионов России. Согласно данным недавно опубликованного «Национального демографического рейтинга субъектов РФ – 2021», Орловская, Псковская, Смоленская и Ленинградская области занимают последние строчки с худшими показателями соотношения рождаемости и смертности. В конце прошлого года в аналогичном демографическом рейтинге регионов Орловская область заняла 80-ю строчку из 85. В эту демографическую яму, как утверждают социологи и экономисты, мы угодили еще в начале 90-х в связи с распадом страны и массовым обнищанием населения. Сейчас же в детородный возраст вступает то самое немногочисленное пореформенное поколение, которое едва ли может компенсировать случившийся провал. Жесткая нехватка трудоспособного населения тормозит технологическое развитие и рост экономики в целом. В регионах проблема ощущается еще острее: отток трудоспособного населения в города-миллионники, недостаток квалифицированных кадров, общее старение местного населения и опустевшие малые населенные пункты – лишь малая часть проблем, вызванных низкой рождаемостью и оттоком населения. К сожалению, Орловская область – лишь самый яркий пример, но почти такая же ситуация сейчас в большинстве российских регионов.
В нашей стране четвертый год подряд снижается рождаемость, а в 2017 году произошел настоящий обвал, продолжающийся до сих пор. В результате – естественная убыль населения при низкой рождаемости и высокой смертности. Росстат сообщил, что естественная убыль российского населения в 2020 году стала самой высокой за последние 12 лет, а количество жителей уменьшилось до 146 171 тыс. человек. В Орловской области на начало 2021 года численность населения составила почти 725 тыс. человек, а всего лишь в 1995 году нас было 909 тыс., то есть почти на четверть больше.
Проблема, конечно же, комплексная и одним или двумя факторами объяснить низкую рождаемость нельзя. Здесь и ценностные ориентиры молодежи, и вредные привычки, и экология, и младенческая смертность, и общие проблемы здравоохранения.
Однако бэби-бум в России все же возможен, но для этого нужно преодолеть ряд экономических и прежде всего морально-нравственных ограничений. Во-первых, молодые россияне, в среднем, вступают в брак (а значит, и рождают детей) гораздо позже, чем поколение их дедушек и бабушек, и даже родителей. Во-вторых, в стране фиксируется катастрофический много разводов. Фактически, разводами, причем через несколько лет после регистрации, заканчивается большинство браков. И хотя в России заключенных браков все же больше, чем расторгнутых, разница между этими показателями каждый год снижается. Доказательства приоритетности ценностных установок в решении демографического вопроса у нас перед глазами: регионы с традиционными национальными и религиозными институтами, семейными устоями (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Тува и др.) при тех же или более низких экономических показателях имеют гораздо более высокую рождаемость, чем районы с урбанизированным русским населением.
Так же и вся информационная повестка должна быть ориентирована на многодетную семью и с прицелом на то, что полная семья хотя бы с двумя-тремя детьми – это гордость города, области и страны. Матери, на чьи плечи ложится основной труд многодетного материнства, – настоящие героини! О них мы должны слышать в выпусках местных и федеральных новостей, о них должны говорить в фильмах и социальной рекламе. В конце концов, нелегкий материнский труд – это работа 24/7 без отпуска и выходных, которая должна считаться полноценной трудовой деятельностью с занесением в трудовую книжку. Нам необходимо на законодательном уровне сделать правильный экономический расчет и экспертное обоснование, чтобы предложить условия населению, при котором не нужно будет семье или даже одинокой женщине делать выбор между материнством или работой.
Один из основных факторов – самоощущение молодой семьи, которая должна чувствовать поддержку государства и местных властей, уверенность в том, что с рождением второго, третьего, четвертого ребенка они не окажутся в бедственном положении. А для появления этого ощущения государство должно обеспечить поддержку на всех уровнях. Одними финансовыми вливаниями проблему здесь не решить.
Что касается непосредственной материальной поддержки, то здесь уверенность молодой семьи в своем будущем складывается из общей политической и экономической стабильности, доступного и качественного образования, бесплатной и удобной поликлиники в шаговой доступности, материнского капитала и детских пособий, здорового питания и большого двора с детскими площадками, бесплатных секций и кружков для детей, доступного транспорта и детского отдыха. И такая уверенность должна быть долгосрочной, чтобы отец и мать были уверены, что такая поддержка не сиюминутная политическая конъюнктура, а часть долгосрочной стратегии государства. Демографическая ситуация в целом – своеобразный индикатор социально-экономического здоровья региона. Если люди рожают много детей и не собираются вырываться из родного края – значит, ситуация в регионе в целом благоприятная. Опять же, рассчитывать в повышении рождаемости можно только на средний класс. Статистика в этом случае неумолима: если связь между уровнем доходов и рождаемостью и существует, то только обратная – семьи с меньшим и средним доходом имеют как правило больше детей. В богатых странах рождается меньше детей, чем в бедных, а зажиточные семьи в России имеют чаще одного, редко двух детей, поэтому вся надежда только на средний класс.
Как ни странно, решение демографических проблем начинается с города и области. Поэтому мы своими силами при поддержке некоммерческих организаций уже проводили ряд программ в поддержку многодетных семей Орловской области «МногоМама». Проект был направлен на формирование в обществе образа многодетной мамы, успешно реализующей себя в любой сфере деятельности. В составе депутатского корпуса Совета народных депутатов Орловской области мы продолжим эту работу на благо родного края. Буквально сегодня, 26 мая, Владимир Владимирович Путин подписал закон о новых мерах поддержки беременных и семей с детьми, и такие инициативы явно будут продолжаться. Остается лишь их грамотно претворять в жизнь на местах.
Социальный климат в Орловской области должен быть благоприятным для всех групп населения, чтобы здесь хотелось жить, работать, рожать детей и встречать прекрасную обеспеченную старость!