Новая книга постоянного члена Изборского клуба, директора Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина «Кавказ без русских: удар с Юга» вышла в издательстве «Родина». Предлагаем вашему вниманию фрагмент данной работы.
После создания Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), интерес к происходящему в данном регионе со стороны политического и экспертного сообщества значительно возрос. В то же время, выполнение главной задачи, поставленной руководством страны – модернизации Северо-Кавказского федерального округа, – с самого начала было осложнено в первую очередь тем, что отток русского населения из республик Северного Кавказа, а именно, наиболее квалифицированных кадров, которые были так необходимы для модернизационного скачка, продолжается. В том числе, теперь уже и из Ставропольского Края, введённого в состав СКФО.
Подавляющее большинство русских, покинувших республики Северного Кавказа в период с 1989 года по нынешнее время, как раз и представляет собой высококвалифицированную прослойку – учителей, врачей, инженеров, специалистов в области высоких технологий, научных работников. В частности, по этой причине, в какой-то момент были почти полностью остановлены предприятия оборонно-промышленного комплекса в Дагестане, обеспечивавшие до 80% экономики республики. И это лишь один из примеров. Совокупность подобных факторов в значительной степени и привела ситуацию к тому экономически депрессивному состоянию, с которым столкнулось руководство субъектов Северного Кавказа.
Не смотря на то, что отток русского населения продолжается все последние десятилетия, действующие на Северном Кавказе правозащитные организации всё это время в основном фиксируют только те случаи нарушения «прав человека», которые касаются исключительно притеснений представителей северокавказских этносов со стороны местных органов власти и представителей силовых структур федерального центра. В то же время, ими практически не придаются никакой огласке и рассмотрению факты нарушения прав русского населения, в частности, факты притеснения русских со стороны как местной власти, так и «титульного» населения республик СКФО. Именно в таком ключе все эти годы формируется и информационная политика основных информационных ресурсов, из-за чего создаётся исключительно однобокая картина происходящего на Северном Кавказе. Оппозиционные СМИ освещают только огрехи как федеральной, так и местной власти, у официальных же СМИ вообще всегда «всё хорошо». То есть местные СМИ республик СКФО, как подконтрольные республиканским властям, так и оппозиционные, одинаково игонрируют, какждый по своей причине, факты притеснения русского населения. В этом они весьма похожи. И если в случае оппозиционных СМИ основной целью является – столкнуть между собой федеральное руководство РФ и западные НКО, занимающиеся мониторингом ситуации с правами человека, то в ситуации с «официальными» СМИ мотивы совершенно иные. Республиканские власти Северного Кавказа боятся огласки фактов притеснения русского населения и продолжающегося оттока русских с Северного Кавказа в связи с тем, что не хотят портить общей имиджевой картины в своих республиках, что негативно сказывается, в конечном итоге, на объёмах финансовых вливаний из федерального центра в эти тотально дотационные регионы.
Однако, формально нельзя сказать и того, что в направлении решения проблемы русских на Северном Кавказе ничего не делается. Можно, например, вспомнить о том, что в Ингушетии и Дагестане даже когда-то действовали федеральные программы по возвращению русских, на которые были выделены средства из федерального бюджета. Чем это закончилось? Подробнее об этом сказано в самой книге.
Таким образом, в отношении темы оттока русских из республик Северного Кавказа, включая Адыгею, сложился своего рода «заговор молчания». Местным властям не выгодно афишировать эти факты по экономическим соображениям. Внешние же, преимущественно западные правозащитные фонды и курируемые ими СМИ, создают однобокую картину происходящего, пытаясь политически столкнуть федеральный центр и местное население, провоцируя усиление политического и социального давления на российское руководство как извне, так и изнутри. Цель этой «работы» очевидна – дестабилизация региона, дабы создать повод для очередного удара по России.
Исходя из всего вышеизложенного, основной целью данного труда стало проведение исследования, призванного восстановить полноценную картину происходящего на Северном Кавказе, для того, чтобы выявить причины оттока русских, описать последствия, и, в конечном итоге, предложить пути выхода из этой сложной, складывающейся годами, и несущей угрозу всей российской государственности ситуации. Возможно, в дальнейшем на основе этих материалов могут быть приняты решения, которые устранят факторы, способствующие оттоку русских с Северного Кавказа. А это, в свою очередь, обратит ситуацию вспять, создав в последствие предпосылки к возвращению русских, что, в итоге поспособствует решению тех модернизационных задач, которые поставлены руководству СКФО федеральным центром. Но это если сводить всё исключительно к материальным и экономическим категориям. А ведь есть ещё и русская цивилизация, русская государственность, её безопасность, стабильность и геополитические интересы, которые, что и продемонстрировано в книге, напрямую увязаны с тем, будут ли русские присутствовать на Северном Кавказе, или нынешнее положение окажется зафиксированным. А если так, то к чему это приведёт?
Забегая вперёд, следует отметить, что значительное количество страниц данной книги посвящено факторам геополитической дестабилизации Северного Кавказа, описаны последствия воздействия западных «партнёров» на Северный Кавказ, целью чего является «отрыв» этого непростого региона от России и перевод его под геополитический контроль Запада. Одним из средств достижения этой цели как раз и становится общая дестабилизация ситуации, и, как следствие, отток русского населения, утрата административного и военного контроля над регионом со стороны федерального центра. В этой связи, усилия Москвы должны иметь обратное направление. «Русский вектор» на Северном Кавказе должен быть направлен на стабилизацию ситуации, и, – в качестве конечной цели, – на сохранение территориальной целостности России, то есть, на сохранение Северного Кавказа под геополитическим и политическим контролем Москвы. Всё, что направленно против этого – действует на стороне западного геополитического вектора, заведомо деструктивного по отношению к России.