Сергей Потёмкин: Чиновник как опора российской государственности

16 августа этого года был опубликован указ президента Владимира Путина об утверждении национального плана по борьбе с коррупцией на 2021–2024 годы. Если резюмировать его содержание, то борьбу с коррупцией государство делает одним из основных своих приоритетов, причем акцент в этой борьбе смещен с гражданского общества на государственные органы. То есть институты общественного контроля (публикация сведений о госзакупках и деклараций о доходах в открытых источниках, общественные обсуждения и так далее) остаются, но значимый акцент делается именно на государственных санкциях, которых чиновники будут бояться явно больше, чем общественного порицания.

В частности, Минфин, Минтруда, Минцифры и Центробанк будут совместно проверять наличие у госслужащих криптовалютных кошельков. По линии Правительства будут тщательнее отслеживаться моменты «личной заинтересованности» и «конфликта интересов». Генпрокуратура и Центробанк начнут напрямую получать информацию о счетах, частично игнорируя условия банковской тайны. МВД, ФСБ и Следственный комитет совместно ограничат от госслужбы лиц, оштрафованных ранее за коррупционные нарушения. В целом в документе определены 16 основных направлений антикоррупционной деятельности, разбитых на поручения, в том числе: совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, которые установлены в разных сферах деятельности; работа с конфликтами интересов и их предотвращение; подтверждение достоверности сведений о доходах и расходах; правовое регулирование ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов; применение мер административного и уголовного воздействия; защита информации ограниченного доступа, полученной в ходе борьбы с коррупцией, и другие.

Борьба за «чистоту рядов» с каждым годом усиливается и на уровне законов, и на практике – преимущественно запретительными и ограничительными мерами. Война с коррупцией расширяется и углубляется, хотя для рядового наблюдателя это не всегда заметно. Однако наиболее продуктивной была бы, на наш взгляд, не только и не столько запретительная политика, а поддержка положительной повестки. Об этом мы уже говорили в ряде предыдущих статей.

Судите сами. Доверие в народе к государственным и муниципальным служащим остается стабильно низким. Согласно всем социологическим опросам, проведенным за последние пару десятков лет, чиновников в России в основном не любят, считают их бездельниками, коррупционерами и непрофессионалами. Так, по данным опроса конца 2020 года, 61% граждан считает работу чиновников неэффективной. 74% граждан говорят, что в целом их знакомые также относятся к чиновникам отрицательно. При слове «чиновник» или «госслужащий» у 45% россиян возникают отрицательные ассоциации: «вор, коррупционер», «взяточник», «расстрелять или повесить» (в возрастной группе старше 40 лет).

Это удивительно, если учесть тот факт, что исторически сложившийся в России тип управленческой бюрократии показал свою крайнюю эффективность. Один из основателей теории элит Гаэтано Моска, а вместе с ним и классик западной социологии Макс Вебер считали лучшими примерами эффективной бюрократической организации Римскую Империю и Россию, которая «несмотря на ряд внутренних противоречий, продемонстрировала высокую степень жизненности и выполнила задачу объединения огромных территорий».

К сожалению, на это редко обращают внимание, но ситуация складывается бедственная, ведь чиновники должны быть опорой государства – и если нет доверия к ним, то падает доверие к политикам любого уровня от губернатора до президента. Новостной фон, связанный с государственными управленцами среднего и высшего уровня, как правило, негативный: коррупция, задержания, участие в «откатных» схемах, показная роскошь и так далее. В медиа и социальные сети часто попадают новости о хамстве региональных чиновников и даже губернаторов. К тому же люди не всегда понимают, чем занимаются многочисленные служащие в структурах с едва произносим названием наподобие Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству или Областного управления по регулированию контрактной системы и закупкам.

Такая негативная повестка, на наш взгляд, должна смениться на позитивную. В российских СМИ и образовательных институтах, в фильмах и телесериалах должен демонстрироваться позитивный образ чиновника, который не берет взятки, решает конкретные проблемы граждан, честно исполняет свой долг и служит на благо государства. Таких, на самом деле, подавляющее большинство. О них нужно говорить, показывать, брать интервью – так же, как рассказывают о подвигах врачей во время борьбы с пандемией или о спасателях во время лесных пожаров. В конце концов, заниматься государственной или муниципальной службой должно быть не менее престижно, чем служить в ФСБ или исполнять армейский долг в горячей точке. Однако говорить об исполнении планов реализации нацпроектов, успехах чиновников на городском или областном уровнях в СМИ почему-то не принято. У людей, которые готовы критиковать представителей власти на всех уровнях, зачастую отсутствует элементарная грамотность в организации вертикали власти, полномочиях и разделении властей.

Однако это не столько вина самих граждан, но и государства, которое по каким-то причинам не рассказывает популярным языком о специфике госслужбы, об успехах рядовых сотрудников МИД, департамента областного министерства образования, об авторах проектов благоустройства города, о тех же честных ГАИшниках или инспекторах лесхозов. Все они, вопреки расхожему обывательскому мнению, не получают огромных зарплат, но исправно выполняют свой долг перед людьми и государством.

В России с ее огромной территорией с затрудненной коммуникацией, разнообразием экономических и культурных условий чиновники, в том числе государственные и муниципальные служащие, являются средством сохранения единства. Целостность страны удерживается благодаря тому, что данная профессиональная группа действует в рамках единообразно регламентированных правил и инструкций, в определенных границах, на единой правовой и организационной основе.

Любое государство, и особенно Россия, не может существовать без профессионального управленческого аппарата, который бы был образован, компетентен и при этом не давил на общество, не был бы дополнительной нагрузкой. Для успешного решения современных задач необходимы высококвалифицированные и позитивно мотивированные специалисты государственной службы, политически нейтральные, защищенные законом, действующие во имя интересов общества, беспристрастные, честные, открытые, умеющие общаться и использовать информацию, а также эффективно и результативно руководить.

Соответствующей должна быть политика в их отношении: коррупционеров жестко наказывать, но в информационном поле популяризировать образ рядового честного чиновника, на чьих плечах, среди прочего, держится все наше государство.

Сергей Потёмкин
Потёмкин Сергей Сергеевич (р. 1988) — руководитель Аппарата Орловского областного Совета народных депутатов, действующий член-корреспондент Российской Муниципальной Академии. С 2021 года — постоянный член Изборского клуба. Подробнее...