Президент Сербии Александр Вучич заявил о попытках Запада уничтожить Сербскую православную церковь (СПЦ) на территории бывшей Югославии так же, как и Русскую православную церковь (РПЦ) на Украине: «Часть западных сил в регионе воспринимают СПЦ как РПЦ на территории бывшего СССР. Как необходимо уничтожить РПЦ на территории Украины… так и СПЦ надо уничтожить».

Комментируя таким образом демонстрации и нападения в Черногории, которые устроили националисты, выступающие против интронизации митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия (СПЦ), а также проводя аналогии с Украиной, глава Сербии абсолютно прав.

Ситуация с попыткой расколоть СПЦ проста, как методичка американских политтехнологов, придерживающихся принципа «It works — don’t touch anything. Act as written» —  если что-то работает и уже хотя бы однажды показало свою эффективность, не надо больше ничего придумывать, действуй по написанному.

Чтобы понимать, в чём действительно заключается аналогичность ситуации в Черногории той, что была реализована Западом на Украине, необходимо вкратце описать подоплёку происходящего.

Большинство православной паствы Черногории видит себя неотъемлемой частью СПЦ, точно так же как большинство православных Украины не отделяют себя от РПЦ Московского патриархата (МП). Аналогичным образом можно рассматривать самих черногорцев и сербов как один народ, имеющий единую культурно-историческую матрицу, веру, язык (с незначительными диалектическими отличиями).

Однако так же, как и в случае с Украиной, единый народ искусственно и всеми имеющимися средствами делится на две политические нации, для чего многие десятилетия активно и поддерживается проект отдельного черногорского национального государства. К тому же, что имеет ключевое геополитическое значение, Черногория совершенно случайно отсекает ненавистную Западу православную Сербию от выхода в Адриатическое море — и, как следствие, в Средиземное.

Всё это в совокупности заставляет западных стратегов прилагать титанические усилия к тому, чтобы максимально разделить и отдалить друг от друга фрагменты одного народа, искусственно создавая и подогревая любые различия, всячески убеждая (в первую очередь черногорцев), что «Черногория не Сербия».

Три десятилетия при поддержке Запада в Черногории держался режим Мило Джукановича, который полностью обеспечил Западу все необходимые юридические условия для трансформации Черногории в прозападное государство и его интеграцию в европейские наднациональные структуры — в первую очередь ЕС и НАТО.

Однако, несмотря на все предпринятые формальности (проведение в 2006 году референдума о выходе Черногории из союзного государства с Сербией, получение в 2010 году статуса страны — кандидата в члены Евросоюза, а также вхождение с 2017 года в состав НАТО и использование евро (не входя в еврозону)), остаётся последний фактор, на основании которого жители Черногории и Сербии продолжают быть одним народом.

Принадлежность большинства жителей Черногории и Сербии к СПЦ — это такая же культурно-историческая матрица, сохраняющая их единство в качестве одного народа, как и принадлежность к РПЦ МП большинства жителей Украины и России, позволяющая говорить о том, что русские и подавляющее большинство жителей Украины — это один народ.

Из этого и вытекает политтехнологическая задача номер один для тех, кто продолжает вбивать клин между Сербией и черногорским политическим проектом отдельного национального государства, искусственной политической нации — Республики Черногория, — разрушить культурно-историческую основу одного народа — единую для него церковь, создав по аналогии с политическим отдельный церковный политтехнологический проект.

Конечно, для реализации этой задачи был очень удобен тотально коррумпированный либерал-западник и ненавистник всего, что связывает Черногорию с Сербией, Мило Джуканович, который за десятилетия своего правления всё же успел, несмотря на колоссальное сопротивление со стороны черногорского православного общества, создать раскольничью Черногорскую лжецерковь.

Такой же искусственный политтехнологический церковный проект, подчёркивающий отдельность Черногории от Сербии, как и отдельная от РПЦ МП и даже от РПЦ КП (куда уж отдельнее, однако всё ещё смущала аббревиатура РПЦ) Православная церковь Украины (ПЦУ), в названии которой уже не упоминается слово «русская».

Так и созданная в 1993 году как неправительственная организация Черногорская православная церковь (ЧПЦ) не имеет в названии слова «сербская». Вот, собственно, и весь замысел: всё просто и технологически обоснованно.

Но так механически работает лишь сознание представителей западной, англосаксонской цивилизации: убираем слово «русская» — получаем новую «церковь», то бишь новый проект. Затем выбиваем томос из полностью подконтрольного Западу и управляемого ЦРУ Константинопольского патриарха — и вот уже Украина больше не имеет ничего общего с Россией.

Точно так же и в Черногории: меняем «сербскую» на «черногорскую» — получаем новую «церковь», больше не имеющую никакой связи с Сербией. Правда, её канонически не признают другие православные христианские церкви.

Ну и что, что Антоний Абрамович, учредивший ЧПЦ как НКО, до этого был лишён сана в СПЦ. Тем лучше: раз изгнан из СПЦ, значит, больше не имеет к ней никакого отношения. За это и сделался митрополитом Черногории и главой ЧПЦ.

С 1999 года под давлением президента Черногории Мило Джукановича ЧПЦ признана правительством Черногории в качестве религиозной общины. Всё логично с точки зрения западных подходов: отдельное государство, в котором отдельный президент создаёт отдельную «церковь» для отдельного «народа».

С этого момента начался активный захват паствы СПЦ, а также храмов, приходов, монастырей — всё как в Незалежной. И вот уже к 2020 году, согласно опросу, около… 10 (хм) процентов восточных православных христиан Черногории выбрали ЧПЦ.

Правда, почти 90 процентов выбрали или остались в канонической СПЦ, но когда это смущало настойчивых и последовательных англосаксов? «We continue to work», — ободряющее наставляли они участников проекта, однако тут — совершенно некстати — партия Мило Джукановича на парламентских выборах 2020 года впервые потерпела поражение и ушла в оппозицию.

Но тем и сильны западные политтехнологи (в отличие от наших), что при поражении не унывают и не опускают руки, а продолжают работать, настаивая на своём и как ни в чём не бывало продвигая свои интересы. Несмотря на потерю политического лидерства, Джуканович при никуда не девшейся поддержке Запада продолжает попытки влиять на пусть небольшую в относительных величинах, но всё же на достаточную для организации, например, массовых беспорядков часть черногорского общества.

Обработанная прозападной антисербской пропагандой (точно так же, как часть жителей Украины — пропагандой русофобской), эта малая часть адептов новой «церкви» при поддержке западных фондов и попыталась организовать провокации против интронизации нового митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия СПЦ.

Пока что как-то значительно повлиять на эту ситуацию черногорским националистам (которые, как и националисты — сторонники искусственной политической нации повсюду, действуют строго в интересах Запада) не удалось. Но это означает лишь то, что попытки будут продолжены и, зная настойчивость англосаксов, можно быть уверенными, что они не остановятся, пока не достигнут нужного им результата. Ну или пока их кто-то реально не остановит. Например, единый православный народ Сербии и Черногории под покровительством СПЦ.

ИсточникRT
Валерий Коровин
Коровин Валерий Михайлович (р. 1977) — российский политолог, общественный деятель. Директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ, член Евразийского комитета, заместитель руководителя Международного Евразийского движения, главный редактор Информационно-аналитического портала «Евразия» (http://evrazia.org). Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...