Недавно состоялись выборы депутатов в Госдуму РФ, от которых в какой-то степени зависит, насколько продуктивным и работоспособным станет высший законодательный орган страны. Комментировать их итоги, думаю, не стоит, так как они в общем-то очевидны (С.Шойгу вытащил «ЕР», З.Прилепин – «Справедливороссов», социальное неравенство увеличивает рейтинг КПРФ и т.д. и т.п.), да и желающих без того достаточно. К тому же Российская Федерация – республика президентская, поэтому гораздо важнее, кто станет её будущим Президентом, выборы которого состоятся примерно через 2,5 года. Вполне рабочий срок для постепенного начала избирательной кампании.
Уже сегодня политологи и представители экспертного сообщества начали рассуждать на тему «преемника», рассматривать варианты и взвешивать степень влияния «кремлевских башен», шансы известных политических фигур.
На мой взгляд, эти рассуждения очень интересны, но недостаточно продуктивны, так как обсуждать стоило бы не шансы потенциальных претендентов, их достоинства и недостатки. Гораздо более важно попытаться спрогнозировать, на какие внешние и внутренние социально-экономические и политические вызовы придется отвечать будущему Президенту, и соответственно – какими качествами должен обладать лидер страны, чтобы адекватно отвечать на эти вызовы.
Если проводить аналогии со спортом, то бессмысленно сравнивать достоинства шахматистов, если нужно будет выходить на боксерский ринг.
Какие вызовы встанут перед страной в 2024 году?
Почти безошибочно можно предположить, что после 2024 года еще сильнее вырастет конкуренция и уровень напряжения между всеми странами в мировой политике и экономике. Давление на Россию, «претензии» к ней со стороны вырастут еще больше. Это неизбежно: по сравнению с советским периодом мощь российского государства заметно упала, а наши природные богатства, как и прежде – лакомый кусок и вызывают «повышенное слюноотделение» у геополитических «партнеров». Более того, парадоксальным образом эти богатства продолжают прирастать.
Глобальное потепление за последние 20 лет из природной аномалии стало устойчивым трендом, но России, большая часть территории которой находится, что называется, «на севере», это – только на руку. К примеру, средняя температура на ее арктическом побережье за 20 лет выросла на три градуса, что очень существенно. Более доступными к освоению становятся территории арктического побережья и прилегающего шельфа. А это огромные природные богатства, в дополнение к уже имеющимся.
Этому способствуют и новая транспортная магистраль – Северный морской путь, оснащенный атомным ледокольным флотом, становится рабочим маршрутом, альтернативным южным направлениям. К освоению богатств полярного шельфа присматриваются и другие страны. А это означает, что охранять самым серьезным образом предстоит не только западные, южные и восточные рубежи России, но теперь и северное побережье, а это многие тысячи километров.
Конкуренция за ресурсы на планете будет усиливаться. И не только за нефть, газ и металлы, а за самые «обычные» – воду и плодородную землю. И по ним наша страна также занимает лидирующие позиции в мире. Ценность этих ресурсов с годами, очевидно, только растёт, как и зависть соседних стран. Ситуация усугубляется тем, что население Земли в целом увеличивается, а в России – сокращается.
Количество природных катаклизмов и стихийных бедствий будет возрастать – глобальное потепление разбалансировало климат планеты. Эта общемировая тенденция в полной мере справедлива и для России. В последние годы половина страны – в дыму от лесных пожаров, другая – страдает от наводнений. Теперь уже не только на Дальнем Востоке: в этом году селевые потоки обрушились на курорты Сочи и Крыма в таких масштабах, что и старожилы не упомнят. На эти вызовы также надо уметь своевременно реагировать.
Страны всё менее склонны договариваться друг с другом. Даже Всемирная Торговая Организация по факту утратила своё значение, так как членство в ней не мешает ее участникам вести торговые и таможенные войны, объявлять масштабные экономические санкции. В будущем эти противоречия только усилятся. На первый план все больше выходит «право сильного». И в этой ситуации многое будет зависеть от принципиальности, профессионализма и личного мужества будущего Президента РФ.
Внутренняя политическая ситуация вряд ли станет более стабильной. Геополитические конкуренты, не мытьём так катаньем, продолжают расшатывать наше общество изнутри. Технологии дискредитации действующей власти и ее последующего перехвата в ходе «майданов» и «оранжевых революций» отработаны по всему миру и чуть ли не ежегодно осуществляются попытки совершить очередную «революцию» и у нас в России.
Будущий Президент должен будет, с одной стороны, сохранять в стране демократические свободы, с другой, в случае необходимости, – жестко и решительно принимать меры, для недопущения сползания к гражданской войне. Он должен иметь практический опыт реального решения проблем государственного масштаба не теоретически, а, что называется, «в поле», и это умение хорошо бы подтвердить практикой предыдущей деятельности.
Очень важно также, чтобы будущий Президент был патриотом России, имел идеологический и духовный стержень, близкий по духу «просвещенного патриотизма». Например, концепции «Россия–Ноев ковчег» (РНК)
В первом приближении
Если сложить все краски в единую картину, применить перечисленные критерии к фигурам шахматной доски российской политики (и «демократично» исключить из списка В.Путина), то явственно проступит силуэт… Сергея Шойгу.
За время своей многолетней деятельности на посту министра по делам МЧС и министра обороны он постоянно подтверждал своё умение эффективно работать на самых сложных направлениях и добиваться результатов.
И мне, как человеку, предложившему в 2008 году общие наброски идеологической концепции РНК, конечно же радостно, что она затем получила великолепную философско-методологическую проработку в проекте «Россия – Ноев Ковчег человечества», под редакцией Ю.Громыко и Ю.Крупнова (2019 г.), литературно-идеологическую – в работе Изборского клуба “Русский ковчег“ , под общей редакцией В.Аверьянова (2020 г.), и уже государственно-стратегическую – в проекте континентального масштаба «Русский Ковчег» С.Шойгу (“Русский ковчег” Шойгу: Рассекречены подробности нового проекта в Сибири», август 2021).
К слову, Шойгу, как и Сталин, этнически – не русский, но православного вероисповедания, что прекрасно укладывается в концепцию многонациональной России-Ковчега, где “русскость” определяется не по цвету кожи или разрезу глаз.
Исторические аналогии
Если проводить исторические параллели развития России, то напрашивается также сравнение исторических личностей: Николая II и Горбачева (конечно, не в смысле их моральных качеств), затем – Ленина и Ельцина (в первую очередь – «выступления с броневика» и зарубежное кураторство, а не количество написанных трудов). Ленин и Ельцин являлись лидерами разрушения государства, власть которых (по состоянию здоровья в обоих случаях, удивительное совпадение!) приняли Сталин и Путин, соответственно, под руководством которых произошли восстановление государства, а также победы во второй мировой (Великой Отечественной) и третье мировой (информационно-финансовой, бактериологической) войнах. После Сталина власть досталась сначала Хрущеву, а в итоге – Горбачеву и Ельцину с известными последствиями.
Как уже говорилось, в течение ХХ века идеологические предпочтения в России совершили круг. В начале века, в период революционной смуты, многие слои общества отвернулись от имперской идеологии и православной веры. В конце века «перестроечные россияне» также массово разочаровались в коммунистической идее и вернулись обратно в лоно Церкви. Жертвой в обоих случаях стало рухнувшее государство, которое пришлось восстанавливать буквально из руин.
Наша задача – не повторять исторических ошибок. Сегодня страна вновь находится «на перекрестке трех дорог». История дает нам уникальный шанс – построить, наконец, «Русский Ковчег» – государство в интересах всего народа. Всё необходимое для этого у России есть, не хватает лишь политической воли и государственно-ориентированной, высокодуховной, профессиональной элиты. Всего то!..