22 мая 2021 г. в форме публичного обсуждения состоялась установочная сессия движения «Русской мечты». Участвовало 30 человек, 14-ть из которых записались в число авторов «Проектов Русской мечты». Велась прямая трансляция, которую посмотрели 2413 человек.
Было опубликовано несколько откликов о состоявшейся встрече:
Тридцать мечтателей
На Николу Вешнего тридцать неравнодушных воронежан собрались в книжном клубе «Амиталь на Пушкинской» для обсуждения нового проекта Изборского клуба – «Русская мечта». Основой аудитории стали потенциальные авторы регионального атласа Русской мечты – энтузиасты, которых смело можно назвать русскими мечтателями. Они приступили к сбору и описанию успешных практик и перспективных проектов в Воронежской области
А буквально накануне 19-21 мая в Москве состоялась первая сессия Школы русской мечты, в работе, которой приняли участи изборцы Александр Проханов. Георгий Малинецкий, Максим Калашников и другие.
Присоединяйтесь к команде мечтателей!
Атлас Русской мечты
Изборский клуб дал старт масштабному всероссийскому движению Русской мечты. В Москве прошла первая сессия Школы Русской мечты, в которой приняли участие представители более чем 30 регионов – координаторы Движения Русской мечты.
Единомышленники взялись за реализацию масштабного проекта — создание «Атласа русской мечты». Его цель – объединить ведущих интеллектуалов, ученых и прозорливых людей из регионов для навигации по глубинам региональной идентичности нашей страны, для выявления значимых различий и единой миссии всех регионов, народов, культур и верований, сплотившихся в едином русском государстве для осуществления всемирной миссии.
Основная цель воронежского Атласа – формирование единого образа региона на основании передовых и востребованных практик.
Воронежская команда мечты наметила 13 региональных проектов социально-гуманитарной, общественной, производственной и научно-технической направленности. Все их объединяет наличие общественного энтузиазма и качественное улучшение мира.
Приглашаем единомышленников присоединиться к авторскому коллективу. Всех воронежан просим дать свои предложения по идеям, людям и проектам в создаваемого Атласа.
1 июня 2021 г. состоялась рабочая сессия воронежского актива движения «Русской мечты» по определению критериев для отбора в «Атлас Русской мечты» и анализа первых предложения для Атласа. Заслушали сообщение Н.С. Сапелкина о ценностях русской цивилизации: «Осмысление геокультурной уникальности: трансляция идентичности и сохранение русской этнокультурного кода».
Геокультура — термин, введенный в общественные науки Иммануилом Валлерстайном – современным американским философом и социологом. Содержание понятия «геокультура» точнее всего выразил Вадим Цымбурский (1957 — 2009), предложивший трактовать геокультуру как способ политического проектирования и политического оперирования, основанного на мобилизации культурных признаков, позволяющих выделять в мире «свое» и «чужое». То есть, геокультура — это то, что формируется единым культурным ландшафтом, языком, религией, мифологией, народными традициями и поверьями и т.п. на определенной территории.
Идентичность – осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе: расовой, национальной, языковой, религиозной, политической, профессиональной, социальной и иной общности. С первобытных времен, при длительном совместном проживании на определенной территории, у людей в процессе взаимодействия переплетались ценностные установки, бытовые нормы и правила, традиции рода и привычки индивида, складывалась единая картина мира и религиозные представления. Так появлялись разные геокультурные пространства, которое расширяли свой ареал военными, торговыми и дипломатическими путями.
Народы кочевали, государства меняли границы, но социокультурные связи метрополий с территориями, находившимися ранее в их владении, сохранялись. Так складывались геокультурные общности. Можно сказать, что геокультурная общность это даже не территория, а люди. В зависимости от того, на каком языке человек говорит и думает, к этому миру он и принадлежит. Народ и нация — это, прежде всего, язык и культура. Именно они объединяют и разделяют людей. Мир геокультуры — это мир внутричеловеческого пространства, в котором географическое расположение человека и сообщества, оказывается хоть и важным, но не первостепенным фактором образующим среду обитания.
Русский человек живущий, например, в Канаде есть часть геокультурного пространства Русского мира. Эфиоп, полюбивший Россию и русский язык, становится частью Русского мира в результате самоидентификации — отождествлении себя с какой либо традицией, идеологией, ценностями.
Термин этнокультурные плиты предложен Сергеем Переслегиным в развитие идеи Николая Данилевского о привязке суперэтносов к определенному ландшафту, влияющему на формирование языка и архетипа. Этнокультурная плита — есть единство суперэтноса, историко-географического ландшафта, породившего суперэтнос, и семиотического пространства, порожденного суперэтносом. Опыт истории свидетельствует, что этнокультурные плиты перемещаются по континентам (антропоток) и меняются в размерах. Причины тому: демография (рост населения или его уменьшение), ассимиляция (поглощение соседей или потеря собственной идентичности), дробление (вследствие междоусобной войны или неравномерного экономического развития), пассионарность (заполнение свободного соседнего пространства, как неосвоенного, так и с менее пассионарным населением). Геокультурный подход определяет, что современные нации представляют собой сообщества людей, объединенных, прежде всего культурой и языком. Нация, располагающаяся на общей территории, становится государством.
Государства, способные самостоятельно определять «своих», вычленять «чужих» и реализовывать в связи с этим самостоятельные политические проекты, обладают, по мнению В. Цимбурского геокультурной субъектностью. Они являются цивилизациями располагающими собственной техникой геокультурного проектирования. Цымбурский полагал, что при геокультурном конструировании пространства речь идет не о политических «друзьях» или «врагах» а о различении культурно «своих» и культурно «чужих».
При этом геокультура может выходить за цивилизационные рамки, пример тому ленинский и сталинский социализм. После краха коммунистической геокультуры, Россия, как целостность, распалась на осколки, на многочисленные, иногда враждебные друг другу идентичности — этнические, конфессиональные, идеологические, — в каждом из которых по своему отражается общероссийская геокультура.
Цивилизации, по Цымбурскому, расположены на устойчивых геополитических платформах, главное свойство которых — непреодолимость границ между платформами. Ни одна цивилизация неспособна к устойчивому геополитическому действию на чужой платформе. России ничего не светит в Китае, Китаю в Индии, Европе в России, и всем вместе – на Ближнем Востоке (за исключением России). Также Цымбурский вводит понятие межцивилизационного пространства — площадки для взаимодействия.
Самое крупное из этих межцивилизационных пространств — Великий Лимитроф, пояс территорий, охватывающих границы России в Восточной Европе, Закавказье, на Среднем Востоке и в Монголии и Манжурии. Россия геополитическими приливами то втягивает в себя это пространство, организуя его под себя, то оставляет открытым для чужого геополитического действия. Это происходит потому, что Россия является геополитическим островом, а окружающее нас является своеобразным геополитическим проливом.
Остров Россия — не часть Европы, Евразии или чего-то еще, а отдельный специальный замкнутый на себя «материк». Ценность теории Вадима Цымбурский, в том, что он предложил осознать современное геополитическое положение России как уникальную удачу, а не как недостаток, и предложил воспользоваться этим уникальным положением.
Он предостерегал от участия России в любых глобалистских проектах, так как это может привести к ликвидации России как геополитического острова. Что будет означать смерть русских как нации и прекращение русского мира.
После геополитической катастрофы 90-х годов ХХ века нам извне стали навязывать идеологию «догоняющего развития», убеждать, что у нас нет своего пути и нет места в международной системе распределении труда. По ходу планирования мира, «господа планировщики» выращивают в России псевдоэлитную группу, готовую занять место на «краешке стола господ», которая в качестве «квази-национальных золотых мальчиков станет транслировать на Россию заказ «господ».
Наша геокультурная стратегия должна состоять в борьбе за бывшие территории империи (Российской и Советской) как за пояс нашей безопасности, наш «защищающий и подпитывающий предел». В связи с этим партнерство России с Китаем и Ираном является не просто прагматическим партнерством в сообществе «своих», как было между нациями-государствами в Европе Нового времени, но небывалым еще геоэкономическим и геополитическим взаимодействием соседствующих «чужих».
Мир поделен. Заправилы Западного мира ищут ресурс развития собственной цивилизации не в научно-техническом прогрессе и освоении космоса, а в поглощении ресурсов соседних цивилизаций: пожирании ее экономики и трансформации геокультуры.
Геокультура в данном случае является нашим символическим капиталом – ценностями и принципами, на которых организуется пространство власти.
Русская культура и русский язык до сих пор остаются самым величайшим завоеванием и стратегическим ресурсом России, ее главным энергоносителем. Поэтому мы должны иметь надежный идеологический фундамент, учитывающий геокультурные особенности и геополитические интересы нашей страны в мире. Россия должна стать мировой державой, активным субъектом в мировой геополитике. Не решая мировых проблем, не напрягаясь для решения сверхзадач, Россия быстро потеряет свою геополитическую субъектность.
Для решения сверхзадач у нас много союзников и ресурсов, так как России зиждется не на одной этнокультурной плите, а на нескольких (можно сказать по иному – Российская этнокультурная плита состоит из нескольких пластов, включающих и глубинные слои): в современные государственных границах; в прежних границах в период максимального расширения (включая Аляску, Польшу, Финляндию, Закавказье, Персию и т.д.); Русский мир (общность пользующихся русским языком); славянский мир (по этнической принадлежности), бывший социалистический лагерь и страны народной демократии (коммунистический проект), Евразийский союз (Россия, Китай, Иран и др.), православный мир (сообщество по вере), арийский мир (Индия, Иран, Пакистан).
Со стороны наших глобальных конкурентов все эти плиты подвергаются давлению, вытеснению, раскалыванию, компрометации, урезанию, а арийская плита пока в должной мере не разрабатывается и сильно мифологизирована. Осознание этих плит как части нашей геокультуры позволяет нам получить значительное число союзников, не только там, где мы сейчас «свои», но и там, где нас позиционируют как «чужих»: в славянском мире, исламском мире, буддистском, иудейском, христианском и иных мирах.
В течение июня состоялось еще четыре заседания актива, на которых были рассмотрены:
8 июня – предложения для «Атласа Русской мечты» по направлению «промышленное производство». Принято три проекта из восьми поступивших.
15 июня — предложения для «Атласа Русской мечты» по направлению «сельское хозяйство». Принято три проекта из шести.
22 июня — предложения для «Атласа Русской мечты» по направлению «культура». Принято три проекта из девяти.
29 июня — предложения для «Атласа Русской мечты» по направлению «общественные инициативы». Принято три проекта из двенадцати рассмотренных.
Тексты всех рекомендованных ко включению в итоговый «Атлас Русской мечты» были размещены для публичного обсуждения в сети интернет (В Контакте, Фейсбук), и после анализа комментариев отредактированы и отправлены в центральный аппарат Движения.