Все кто изучал пусть самым поверхностным образом Международные Отношения знает, что тот миропорядок, в котором до сих пор живет человечество, называется Вестфальским. Это выражение стало расхожим, но все равно стоит напомнить – что же такое Версальский мир, заключенный 24 октября 1648 года.

В этот день в Мюнстере и Оснабрюке было заключено соглашение между ведущими европейскими державами о прекращении Тридцатилетней войны. В европейской истории Тридцатилетняя война рассматривается как граница между средневековым порядком и полноценным наступлением Нового времени. Это была последняя война, проходившая под знаменами религии. Католические страны воевали против протестантских. Главный вопрос, который решался: кто победит – Реформация или Контр-Реформация?

Модель средневековой политики и идеологии в этой войне представляли державы европейского Юга, сражавшиеся под знаменем католицизма и Австрийской Империи.

Протестантские страны – прежде всего Англия и скандинавские государства, а также сторонники Лютера в других областях Европы – выступали против верховенства Римских Пап и власти Империи. В силу традиционной ненависти к Габсбургам на стороне протестантов сражалась еще формально католическая, но уже глубоко модернизированная Франция.

Война унесла до трети европейского населения, а некоторые области потеряли больше 70% населения. Это была самая настоящая мировая война, так как она затрагивала не только территорию Старой Европы, но и колонии.

Силы в войне были почти равными, и не одной из сторон несмотря на огромные потери не удалось добиться решающего перевеса. Это равновесие и зафиксировал Вестфальский мир, признававший права обеих враждующих лагерей.

Хотя католическому югу удалось отстоять свои позиции перед лицом протестантского наступления, а Габсбургской Империи сохранить себя и свое влияние, пусть и в усеченном виде, именно протестантский север добился своего. Протестантские страны настаивали изначально на том, что в европейской политике не должно быть никакой инстанции, которая бы стояла выше национального суверенитета – ни власти Римской Церкви, ни власти австрийской Империи. Вот тогда-то и был окончательно признан всеми принцип Государства-Нации, Etat – Nation и национального суверенитета. Хотя католицизм и Империя сохранились, они отныне признавались не как сверхнациональные инстанции, а как отдельные европейские государства наряду со всеми остальными. Империя низводилась до уровня одного из европейских государств, а статус Папы сохранялся исключительно в зоне католических стран и то как чисто религиозная инстанция. То есть хотя протестанты (и примкнувшие к ним французы, которые были во многом инициаторами) не победили противников окончательно, им удалось навязать всей Европе в целом свое представление о нормативной политике.

Именно этот порядок и называется Вестфальским: он основан на принципе национального суверенитета, выше которого не признается никаких инстанций и властей – ни религиозных, ни имперских. Отныне вопросы религии, политического устройства и социального уклада становилось делом каждого национального государства, и никто не мог повлиять на него от лица какой-то бы то ни было сверхнациональной структуры.

Вестфальский мир совпал с подъемом буржуазии, которая вела в то время ожесточенные бои против средневекового уклада, где во главе общества стояли сословия священников и военной аристократии. Европейская буржуазия в лице Римских Пап атаковала священство, а в лице австрийской Империи – касту воинской аристократии. Да, это еще не было полноценной буржуазной демократией, так как все протестантские страны оставались монархиями. Но это были монархии нового типа – своего рода буржуазные монархии.

И хотя римо-католицизм и Габсбурги пытались сохранить на своих территориях старый европейский порядок, и они были вынуждены принять Вестфальские правила игры. В этих правилах нормативным становилось именно национальное государство, которое по своей идеологии уже содействовало росту буржуазии и уходу от Средневековья. Не только в протестантских странах, но и в католических.

Показательно, что в самой Англии уже через год после Вестфальского мира в ходе Гражданской войны, начавшейся еще ранее, был казнен Король Карл I. Франция же пойдет по тому же пути цареубийства и захвата власти представителями буржуазного олигархата в следующем восемнадцатом столетии. Католические же страны придерживались старых порядков дальше других, и буржуазия окончательно победила в них только в ХХ веке.

Итак Вестфальский мир знаменует собой историческую победу светской буржуазии на сословным христианско-имперским порядком. Тогда же возникает национализм – как важнейшее орудие европейской буржуазии в битве против священного средневекового порядка. Вестфальский мир положил начало национальным государствам.

Позднее буржуазия стала тяготиться национализмом и параллельно отказываться от национальных государств – примером этого является современный Евросоюз. Так постепенно Вестфальский мир стал демонтироваться теми же силами, которые его построили. Но это уже следующая страница в истории политических идеологий и Международных Отношений. В сравнении с современным глобализмом Национальное Государство еще куда ни шло, но уже в своих истоках оно есть нечто сомнительное и антитрадиционное, так как нечто буржуазное. Столь же сомнительным и содержащим в себе неразрешимые противоречия является национализм, который следует преодолеть.

Не нация, но Империя. Не буржуазный Вестфальский мир, а священный порядок большого пространства.

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...