Владислав Шурыгин: Краповые понты

Как я могу прокомментировать это, выложенное в сеть видео с дракой, произошедшей в учебном центре Росгвардии «Тамбукан» (Кабардино-Балкария) в ходе сдачи местными «росгвардейцами» на знак отличия «краповый берет»? Иначе, чем позорищем, всё это назвать сложно!

Напомню, на главном экзамене — марш-броске, местные «краповики» чеченцы подвозили своих, сдающих экзамен, соотечественников на машинах, давали им отдыхать. Несколько десятков человек, которые были сняты с дистанции, по итогу испытаний всё равно получили свои краповые береты. При этом, чеченские инструктора и бойцы «краповики», не стесняясь, посылали на три буквы своих московских «братьев» по «братству «краповых беретов», а также постоянно вступали с ними в конфликт.

Для начала напомню, кто такие «краповые береты»? В декабре 1977 года в преддверии Олимпийских игр в Москве во 2-м полку дивизии внутренних войск имени Ф.Э. Дзержинского была создана экспериментальная рота «специального назначения». Впоследствии на базе роты сформировали учебный батальон спецназа, а в 1991-м на его основе была создана первая во внутренних войсках воинская часть спецназа — отряд специального назначения, позднее получивший название «Витязь». Командовал ротой, батальоном, а за тем и отрядом Сергей Лысюк, получивший звание «Герой России» за расстрел демонстрации у телецентра «Останкино» 3 октября 1993 года. Тогда его «спецназовцами» было убито, по разным данным, от 46 до 60 человек. Среди них и боец «Витязя» рядовой Николай Ситников, чья смерть стала поводом для открытия огня по демонстрантам. В ходе следствия было установлено, что Ситников был убит случайным выстрелом своего же сослуживца…

Именно Лысюк и был инициатором создания «элиты в элите» — «краповых беретов» — военнослужащих ВВ, выдержавших крайне жёсткое испытание на выносливость и получавших за это особый знак отличия — «краповый берет».

Что же такое экзамен на «краповый берет»? Фактически, это калька с известного по многим фильмам и книгам экзамена на «зелёный берет» в армии США. («Зелёные береты» — это части специального назначения Армии США. То есть сухопутного компонента американских вооружённых сил. Свои подразделения спецназа есть у ВМС, ВВС и КМП и к «зелёным беретам» они отношения не имеют) В 1965 году в СССР вышел перевод книги венгерского писателя Миклоша Сабо «Команда Альфа. Исповедь бывшего солдата войск специального назначения армии США», опубликованной у него на родине двумя годами ранее. В ней рассказывалась история молодого человека, который завербовался в Армию США, прошёл жёсткий отборочный курс «зелёных беретов», принимал участие в боевых операциях в разных частях земного шара, в том числе и во Вьетнаме.

В конце 80-х это описание отбора было почти настольной библией у многих, увлекавшихся историей сил специального назначения. Так и родился, ставший теперь скандально известным, экзамен на «краповый берет». Вот как об этом рассказывает сам Лысюк: «…после очередного прочтения книги „Команда ‚Альфа‘“ Миклоша Сабо, бывшего солдата войск специального назначения США, родилась идея сдавать экзамен на право ношения крапового берета. Как пишет автор, в американском спецназе ничего и никогда не давалось просто так, всё нужно было заслужить. Право ношения зелёного берета зарабатывалось через изнурительные испытания, через кровь и пот. Книга произвела на меня очень сильное впечатление и подтолкнула к мысли учредить в своём подразделении экзамен на право ношения крапового берета, чтобы он являлся не просто головным убором, а стал знаком отличия лучших из лучших…»

То, что книга обычная беллетристика, не имеющая отношения к реальности, и что в США никакого «особого» экзамена на «Зелёный берет», а есть многоэтапная подготовка, в ходе которой отсеивается примерно две трети кандидатов, Лысюк был явно не в курсе. А стоило бы!

В армии США, при поступлении в центр подготовки кандидаты должны набрать 206 баллов по единой шкале армейского теста физического состояния для возрастной группы 17-21 года, а также проплыть 50 метров в одежде и обуви, К концу первого этапа подготовки, то есть через три недели, кандидаты должны набрать не менее 220 баллов. По существующей статистике, в ходе этапа отбора и оценки кандидатов отсеивается 50% кандидатов. К концу первого этапа подготовки «зеленых беретов» кандидаты определяются со своей будущей специальностью по четырем военно-учетным специальностям.

Второй этап — квалификационный курс сил спецназначения. Продолжительность квалификационного курса сил спецназначения составляет 24 недели. При этом будущие специалисты-медики предварительно направляются на 31-недельные подготовительные курсы медицинской подготовки в Форт-Хьюстон (штат Техас), а специалисты-связисты — на 8-недельные подготовительные курсы в Форт-Брэгг.

Главным экзаменом для, закончивших курс подготовки, «зелёных беретов» являются многодневные учения по подготовке, планированию и осуществлению операции по поддержке партизан — учение «Робин Сэйдж» в лесных массивах штата Северная Каролина. Учение проводится в составе реальных групп армейского «спецназа» на «враждебной местности». «Противником» выступают сотрудники ЦРУ и ФБР, а так же полиция, местные жители «осведомители» и даже сами «партизаны», готовые предать и продать «зеленых беретов». Так становятся «зелёными беретами» в армии США.

Экзамен же на «краповый» берет, по сути, стал расширенным тестом физической подготовки. Где, в ходе десятикилометрового марш-броска, кандидату предстоит выполнить целый ряд заданий по преодолению полосы препятствий, отстреляться в тире и выстоять 12 минут рукопашной схватки. Через каждые 3 минуты проводится смена спарринг-партнёра. Всего бойцу нужно поочерёдно сразиться с 4 противниками, одним из которых является проверяющий, уже имеющий краповый берет.

После чего в торжественной обстановке, всем выдержавшим тест, вручается «краповый» берет. В «Росгвардии» и МВД авторитет этого знака отличия очень высок и он является вожделенной целью большинства кто здесь служит. Иметь в послужном списке звание «краповый берет» престижно, а пребывание в закрытом элитном клубе «Братстве «Краповых беретов» открывает очень многие двери. Так, в той же Чечне, каждый, сдавший на «краповый берет», солдат и офицер получает по миллиону рублей из специального фонд. Многие, вышедшие в отставку или запас «краповики» занимают серьёзные позиции в российском бизнесе и помогают своих сослуживцам.

Большинство «краповиков» это заслуженные, удостоенные многих наград солдаты и офицеры. Но так же есть среди них и, так называемые, «почётные» «краповые береты», которыми были удостоены бывший президент России Борис Ельцин, генерал Александр Романов, президент Чечни Рамзан Кадыров, бывший министр МВД Анатолий Куликов, директор Росгвардии Виктор Золотов…

Скандал на экзамене разразился вокруг двух его участников, которым, как утверждают свидетели, откровенно помогали организаторы соревнований. Оба командиры чеченских подразделений Росгвардии: командир ОМОН регионального управления Росгвардии Анзор Бисаев и командир группы быстрого реагирования СОБР «Терек» Сайди Лорсанкаев. Сами организаторы, оправдываясь, кивали на, находящегося там же начальника Главного управления сил спецназначения Росгвардии Игоря Семиляка.

Сама «Росгвардия» по быстрому отреклась от всего. Мол, ничего не было! Никто в знак протеста береты не снимал! И вообще — в Росгвардии полный порядок и «благорастворение в воздусех»! А на видео это так, народная игра «буза» с местным уклоном. Но по «ведомственным» социальным группам распространяются всё новые и новые детали происшедшего и скандал не собирается утихать. Тут и упоминание некой «группы поддержки», которая, в нарушение регламента, приехала на экзамен и фактически «участвовала» в нём, поддерживая своих друзей, и отказ одного из, сдавших на берет, традиционно встать на колено, и поцеловать этот символ мужества. И обсуждение поведения руководителей соревнований и судей на участках, которые не предприняли никаких действий для пресечения нарушений. При этом многие «краповики» утверждают, что подобная профанация экзамена происходит уже не первый год и это обесценивает сам символ мужества — краповый берет.

По последней информации стало известно, что глава Ассоциации подразделений специального назначения заявил: «Сейчас не нужны громкие лозунги. Нужно спокойно и детально разобраться. Все станет ясно после заседания совета «Краповых беретов». Видимо, кто-то решил поднять волну недовольства и воспользоваться провокацией. «Отказ от берета» — это провокация. Никто от них не отказывался».

Что же, подождём, к чему придут уважаемые члены совета…