Само создание Изборского клуба в своё время было продиктовано тем, что мы, небольшая когорта патриотически мыслящих интеллектуалов разных направлений: левых, правых, монархических, мистических, мусульмане, православные, — решили выстроить концепцию новой, начинавшей создаваться России. Нас не устраивала та лукавая статья нашей Конституции, по которой России возбранялось иметь собственную идеологию. Ибо очевидно: если есть государство, то есть и идеология, а если идеологии нет, то нет и государства.

Постсоветской России удалось, зацепившись за историческую канву, выстоять, уцелеть, и сейчас она формирует себя.

Её формирование прошло разные стадии: военную, экономическую, политическую. Сегодня наступила стадия формирования глубинной традиционалистской российской, русской идеологии.

Когда мы принимались за нелёгкую, амбициозную задачу формирования идеологии, мы были смущены собственным дерзновением. Та задача, что поставлена перед нами и посильно выполнена на сегодняшний день, была поставлена не властями, это не наставления администрации.

Можно было бы сказать, что эта задача поставлена нами самими — самоорганизующимися русскими интеллектуалами. Но это не совсем так. Есть ощущение, что мы делегированы на эту задачу нашим народом, который переживает ныне мучительный период томлений, страданий, вымирания, он исполнен неверия, хаоса и тоски. И он выделил из себя тех своих представителей, которые, по его мнению, способны найти рецепт исцеления, спасения.

Интегральный доклад Изборского клуба «Идеология Победы как национальный проект» мы расцениваем как рецепт — рецепт спасения. Мы сформулировали идеологию не просто как таковую, а с тем, чтобы она сменила идеологию разрушения, идеологию деструкции на идеологию подъёма, развития, идеологию возрождения — русского ренессанса.

Когда мы подходили к задаче — сформулировать идеологию, то понимали, что идеологию невозможно создать за круглыми столами, в обществе высоколобых мыслителей, философов, политиков, оснащённых мандатами депутатов. Идеологию надо углядеть прозорливым оком, ибо она уже существует в сегодняшнем состоявшемся государстве. И мы её усмотрели, мы поняли, что идеологией, которая наполняет сегодняшнее российское государство, является идеология Победы. Конечно, Победы 1945 года. Однако не только её, но и Победы Побед, куда входит вся победность русской истории, которая оказалась способной после чудовищных разломов, катастроф, что переживала русская государственность, вновь возрождаться, побеждать наступившие хаос и тьму, возрождаться в виде очередной российской империи, очередного российского государства.

Эта победность заложена в нашей русской государственности. И она является наполнением сегодняшнего российского общества, социума.

Нашей задачей было эту огненную мистическую категорию Победы облечь в политологические формулировки, в политологические концепты.

Идеология Победы вводится в политологическое поле сегодняшней России. Это понятие вводится в пространство, уже занятое другими идеологемами — идеологией деструкции. Мы вводим идеологию Победы как оружие на поле боя. Ибо идеология Победы — это идеология поля боя, которая встречает и будет встречать сопротивление. Она не дастся даром ни нам — интеллектуалам, ни стране в целом.

Оказавшись в сообществе замечательных творцов, мыслителей, историософов, философов, наших коллег из Сретенского, Зиновьевского клубов, Всемирного Русского народного собора, мы, изборцы, ощутили, что наше появление, наше сложение, единение является потрясающим событием сегодняшних дней. Потому что русское сознание в лице русских мыслителей сегодня впервые, может быть, за сто лет демонстрирует своё самостоятельное метаисторическое, метафизическое творчество. Ибо после того, как из России уплыл «философский пароход», унося с собой наших великих философов, в России на сто лет воцарилась сначала огненная красная сталинская идеология, потом она сменилась идеологией высшей партийной школы. И внутренне накалённое творчество русского интеллекта, русского сознания было прервано. Теперь оно восстановилось, что само по себе — огромное явление, как бы ни был оценён наш труд по формированию идеологии Государства Российского.

Если свести сложную, разветвлённую идеологию Государства Российского к формуле, то её можно выразить так: «Один народ. Одна судьба. Одна Победа».

«Один народ» — потому что мы, наше множество народов, культур, вероисповеданий, составляем один имперский народ, действующий согласно, в унисон огромным заповедям, которые лежат на наших имперских плечах.

«Одна судьба». Конечно, каждый из наших народов имеет свою историческую судьбу, свою внутреннюю драму, свои векторы развития. Но все мы соединены огромной задачей, огромным деланием — этой судьбой. И мы переживаем, преодолеваем огромные разрывы истории через наше общее напряжение, общий подъём, общую страсть, общую муку.

«Одна Победа». Говоря о Победе, мы мыслим прежде всего Победу 1945 года. Но «Одна Победа» — это победа побед, в которую складываются не только победы на полях сражений: Бородинском, Куликовом, Ледовом, множество других, мало известных побед, — но туда вкладывается победа в великой русской культуре. Это изумительная, небывалая, не имевшая себе равных в мире русская иконопись, потрясающей красоты русская архитектура — Спас на Нередице, Покров на Нерли, деревянная шатровая архитектура Севера. Баснословно прекрасные золотой, серебряный века русской поэзии.

Сама победность русской истории, преодоление чудовищных расколов и разрывов, которые осуществляет русское сознание, русская история и русское государство, — это огромный исторический победный труд. Поэтому смыслом сакральной триады нашей сегодняшней идеологии и является формула «Один народ. Одна судьба. Одна победа».

ИсточникЗавтра
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...