Суфий – это тот, кто, умирая от голода из-за своей нищеты, искренне превозносит в этот миг Всевышнего за Его щедрость.
Сотни случаев чудес, совершённых суфийскими мастерами, зафиксированы в самых различных мусульманских, и не только, источниках. Это и видение будущих событий, и мгновенное исцеление больных, и сверхбыстрое перемещение на огромные расстояния, и хождение по воде, и пребывание суфийского вали (святого) одновременно в нескольких местах, и способность преодолевать противоположность между смертью и жизнью, и неожиданное появление «из ниоткуда» еды для десятков людей, и ещё многое , многое другое.
Однако в самом классическом суфизме такого рода чудеса (карамат) не приветствуются и не считаются чем-то существенным и важным, потому что могут привести к возвеличиванию индивидуальной гордыни, прекращению личностного совершенствования, в конечном счёте, к трагическому отвлечению от Большой Работы.
Для пробуждения и развития сверхспособностей идущему по суфийскому пути, прежде всего, необходимо кардинально изменить восприятие действительности, добиться переживания, осознания Реальности как единого, тотального, всеобъемлющего процесса.
В соответствии с Кораном, Реальность состоит из семи фундаментальных уровней. «Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель». 65:12.
Семь сокровенных уровней присутствуют и в самой священной книге Ислама. Пророк Мухаммад говорил: «У Корана есть смысл внешний и смысл внутренний. В свою очередь, у этого внутреннего смысла есть свой внутренний смысл. Эта глубина имеет свою глубину, по образу небесных сфер, обращающихся одна в другой, и далее вглубь до семи внутренних смыслов — семи глубинных глубин».
Наконец, и сам человек также имеет семь внутренних уровней.
Особые способности начинают пробуждаться и вызревать тогда, когда семь уровней Реальности, Сакрального текста и человека соприкасаются, соединяются, входят в особый резонанс, гармонизируются, начинают взаимодействовать, формируя на личностном уровне принципиально новое качество, новое единство (таухид как процесс нескончаемого совершенствования). А потому и говорят шейхи, что главный метод суфия – не изучение, а слияние своего сознания с другими сознаниями. Так, Реальность оказывается неотрывно связанной с Сознанием.
…Артур Эддингтон, выдающийся астрофизик ХХ века, который не был суфием, написал в последние дни своей жизни: «Сталкиваясь с тайнами природы, я стал осознавать, что Вселенная напоминает больше мысль, чем вещь»…
Карамат становятся возможны только тогда, когда сам суфийский мастер постепенно превращается в необходимый, неотъемлемый компонент Реальности-Сознания.
Первый фундаментальный уровень Реальности-Сознания. Меня, тебя, нас окружают известные вещи, процессы, феномены. Всё это известное определил и постоянно определяю я (или ты, или мы) как важнейшую часть своей личностной или групповой истории, «нашей» культуры, собственной традиции, внутри которой я и мы находимся. Или, во всяком случае, так нам кажется, так я привык, таковы мои почти искренние убеждения. Мне и всем нам необходим некий ритм повторяемости: моя жизнь становится по-настоящему личностной, именно моей только в известной, прогнозируемой действительности. Мир, окружающий меня, предсказуем, именно потому, что я чувствую, переживаю его ритмику и цикличную повторяемость. Хотя, может, и не ощущаю, но меня так убедили. И я (как и ты) считаю себя частью этой предсказуемости. И мы настолько в этом убеждены, что не задумываемся об этом. Я давно привык воспринимать все вокруг, в том числе и все свои эмоциональные реакции на окружающее как обязательные, неотъемлемые компоненты этого привычного, знакомого окружения.
Весь этот повторяющийся, предсказуемый мир в суфизме называется Известное. Оно, это Известное, как и другие компоненты Реальности-Сознания, обладает сложной, многосмысловой, многоаспектной иерархией. Например, ты находишься в некоем месте. Если тебя попросить быстро назвать предметы в этой комнате, которые составляют Известное, то ты сразу назовёшь, возможно, три десятка вещей. Если тебе дать больше времени, ты вспомнишь пару сотен предметов, которые сразу в глаза не бросаются. Если же у тебя будет неограниченное время, ты, возможно, перечислишь почти тысячу известных вещей, которые здесь незримо окружают тебя.
Образно мир Известного, для дальнейшего сравнительного контекста, можно представить, например, шаром, наподобие футбольного. Абсолютное большинство людей проживают свою жизнь, находясь в этом шаре, и совершенно не предполагая о том, что действительность им не исчерпывается.
Второй фундаментальный уровень Реальности-Сознания. Этот «мяч» окружён и пронизан со всех сторон, в том числе и изнутри, миром Неизвестного… Как часто я или ты говорим, совершенно не задумываясь: «вот это – известно, а вот это – неизвестно». Но, по сути, почти всегда оказывается, что Известное обязательно включает в себя какое-то неизвестное, а в Неизвестном часто можно обнаружить нечто уже известное, или, по крайней мере, то, что кажется известным.
Каждая элементарная частица, каждая клетка, каждая галактика, каждый человек есть одновременно и обязательная часть Известного, и неотъемлемый компонент Неизвестного.
Каждую секунду твоё тело как биологическая система получает в совокупности (извне и изнутри) около 400 млрд. бит информации. Но каждую секунду ты осознаешь (в общепринятом смысле), воспринимаешь из этого объёма только две тысячи бит. Две тысячи бит информации есть Известное, а четыреста миллиардов (без этих двух тысяч) – это Неизвестное…
Твой телесный организм состоит приблизительно из девяносто триллионов клеток. Каждая из них обладает своим индивидуальным сознанием. Твёе тело, так как ты видишь его в зеркале, это Известное. Чудовищное множество взаимодействующих сознаний клеток твоего тела (о которых ты конкретно никогда не узнаешь) есть Неизвестное.
Этот твой телесный организм пронизан 84 тысячами энергетических каналов. И это законная часть Неизвестного. И именно они, эти тысячи энергетических каналов, обеспечивают твою ежесекундную жизнедеятельность в мире Известного.
Любая вещь, любое событие, любой процесс есть результат воздействия, прежде всего, не столько мира Известного, сколько в гораздо большей степени результат влияния и взаимодействия с Неизвестным, той действительностью, которую я или мы не осознаем, но неотъемлемой частью, которой я, ты, мы обязательно являемся.
Миры элементарных частиц, атомов, клеток, всех земных океанов, целокупной нашей планеты, родной нам галактики Млечный путь, других бесконечных галактик, «черных дыр», Вселенной мы можем в своем не основанном ни на чем тщеславии относить к Известному. На самом же деле, все они, прежде всего, Неизвестное.
…Если Известное по своим масштабам – условный футбольный мяч, то Неизвестное уже совсем иной, совершенно громадный шар, сравнимый, например, с планетой Земля!
Если предположить, что человечество будет существовать бесконечно долго, (что, конечно, очень сомнительно), например, миллиарды лет, то Известное, возможно, возрастёт существенно. Но и тогда феномен Неизвестного по-прежнему останется величественным, грациозным, ошеломляющим…
Отсюда сразу для совершенствующегося суфия, который обязан извлекать знание, прежде всего, из своего личного опыта, следует очень конкретное, практическое и предельно важное следствие. Вещи, предметы, события, явления, процессы и всё остальное, с чем он сталкивается в физической действительности, связаны с миром Известного. Но у них всегда есть, одновременно, второй (и не только), гораздо более существенный, скрытый смысл, поскольку все эти вроде бы знакомые предметы и процессы обязательно являются неотъемлемым компонентом Неизвестного.
В суфизме можно говорить о действительном о-со-знании как знании лишь тогда, когда ты непрерывно открываешь, выявляешь единство скрытого и явленного. И такое знание, точнее, о-со-знание, принципиально не дискретно: оно есть нечто, непрерывно как бы льющееся в мастера.
…И вот здесь шейх может задать несколько побуждающих и одновременно обучающих вопросов. Способен ли ты чувствовать, переживать Неопределенное, Неизвестное, которое непрерывно, мягко, незаметно, но тотально окружает тебя? Можешь ли ты с полной осознанностью вдыхать Неизвестное, которое повсюду, в том числе и внутри тебя? С благоговением ли ты относишься к Неопределенному? Способен ли ты искренне любить Неизвестное? Ощущаешь ли ты, как Оно, Неизвестное, относится именно к тебе?
Третий фундаментальный уровень Реальности-Сознания. Мир Известного и мир Неизвестного, в свою очередь, окружён, пронизан, пропитан миром Тайны (Сирр).
…Но почему мир Тайны просто не назвать продолжением мира Неизвестного?
Мир Неизвестного в принципе, с многими допущениями хотя бы можно как-то попробовать представить через изощрённые, сверхсложные математические модели или даже структуры трёхмерных языков, пусть иногда и с очень большим трудом, с огромной натяжкой. Но мир Тайны для своего понимания требует нечто принципиально иного – совершенно других типов ощущений, чувств, восприятий, иных форм доверия к себе, переживания, сознания, а самое главное — искренней «веры» как ключевого способа постижения многомерных сегментов Сирра.
Кроме того, мир Неизвестного всё равно, в той или иной степени, воспринимается как некая повторяемая действительность. Именно поэтому Неизвестное или какую-то его часть, мы стремимся, чаще всего даже не замечая этого, настойчиво помещать, «втаскивать» в наши привычные, вроде бы верифицируемые картины, образы и модели. В мире же Тайны каждый момент, прежде всего, уникален, каждый миг – неповторим: он приходит и тут же уходит. Навсегда.
Наконец, между мирами Известного и Неизвестного нет явственной границы, поскольку Известное – лишь незначительная по сути часть действительности Неизвестного. А вот миры Тайны и Неизвестного разделяет странный переход, особая «пограничная полоса»…
Осторожное, «как бы наощупь», приближение хотя бы к некоему предварительному восприятию мира Тайны требует, прежде всего, радикального разрыва с жёсткими дихотомиями из миров Известного и Неизвестного: «есть – нет», «объективное – субъективное», «материя — сознание», «верх – низ», «знаю — не знаю» и других.
Мышление на основе принципа — «знаю-не знаю», «есть-нет» — действует только в мире Известного, которое приспосабливает внешнего индивида к своей жёсткой обусловленности. Но уже в мире Неизвестного (например, в рамках квантовой парадигмы) индивид, придерживаясь такой установки, может быстро сойти с ума. А с действительностью мира Тайны способен взаимодействовать только особый аспект сознания «внутреннего человека». И именно потому, что как «внутренний человек» я есть, прежде всего, Тайна, я совершенно законно занимаю своё место в этом грандиозном мире Тайны. Я есть Тайна, в которой заключены мириады других тайн, каждая из которых тоже обладает собственным «я».
Если Известное как бы подобно по объёмам обычному футбольному мячу, а Неизвестное – огромный шар размером с планетой Земля, то мир Тайны по своим масштабам есть такой величественный шар, который объемлет, включает в себя всю нашу галактику Млечный путь.
Тем не менее, при всех возможных кардинальных, огромных различиях, реальность Тайны нельзя представлять, как совершенно «иное» по сравнению с мирами Известного и Неизвестного. Тайна не где-то там вовне, снаружи. Мир Тайны всегда «здесь и сейчас». Он также непрерывно пропитывает, охватывает, проникает Известное и Неизвестное, постоянно воздействует на эти миры, ибо включает в себя и Известное, и Неизвестное пусть как малые, но неотъемлемые собственные компоненты.
Следовательно, каждый феномен, каждый предмет, каждое событие, с которыми ты встречаешься в своей земной жизни, обязательно несёт в себе, помимо смыслов, связанных с мирами Известного и Неизвестного, ещё и неповторимый образ, отблеск сути Сирра, Тайны.
Четвёртый фундаментальный уровень Реальности-Сознания — мир Сокровенного (Хафи). Это абсолютно иное даже по отношению к миру Тайны. По поводу Хафи внешний «трёхмерный» индивид совершенно ничего не может ни знать, ни сказать, ни помыслить, ни даже предположить, ибо он неким образом открывается только его «внутреннему, совершенному человеку» и только при достижении определённых условий.
Если мир Известного условно сравним с обычным футбольным мячом, мир Неизвестного по своим масштабам подобен планете Земля, мир Тайны сопоставим с нашей галактикой Млечный путь, то мир Хафи – это такой огромнейший шар, который охватывает все эти актуальные и возможные вселенные и космосы, пронизывая, соединяя, балансируя, гармонизируя, делая единым Известное, Неизвестное и Тайну.
О пятом, шестом и седьмом фундаментальных уровнях Реальности-Сознания суфийские шейхи ничего и никогда вслух не говорят.
Все эти семь базовых уровней в свою очередь состоят, как бы внутри, из сложной иерархии соподчинённых миров, которые в некой степени голоморфны друг другу. Например, структура атома голоморфна солнечной системе. Более того, и сами эти фундаментальные уровни неким голографическим образом соотносятся друг с другом. Такие аналогии восприятия становятся более понятны, например, если вспомнить изысканную образность фрактальной геометрии.
***
«Известное – лишь указание на Неизвестное. Неизвестное – лишь тень Тайны. Тайна – лишь мост на пути к Сокровенному. Сокровенное -…».